Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.
Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя из сохранившихся находится в римских катакомбах Каллиста (первая половина III века). Иоанн Предтеча изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так Иоанн Предтеча представлен на так называемом Арльском саркофаге (IV век, Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (середина V века) и других.
Самый ранний из известных единоличных образов святого в иконописи – икона «Иоанн Предтеча» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века (?) (о датировке см.: Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). Иоанн Предтеча представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери.
В X – XI веках образ Иоанна Предтечи был включен в деисусную композицию, где он представлен со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII века изображение Иоанна Предтечи помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII века – в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в южной галерее Софийского собора в Константинополе, 1261–1282, и другие). В системе декорации крестово-купольного храма образ Иоанна Предтечи занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку Иоанн Предтеча знаменовал собой «пророков предел, начало апостолов» (Стихира на литии в день Рождества Иоанна Предтечи). Кроме того, в средневизантийский период сложилась традиция посвящения Иоанну Предтече диаконника (реже жертвенника).
Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.
Литература:
1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.
2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.
3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.
4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.
5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.
7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.
8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.
9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.
10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.
11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.
12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.
13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.
14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.
15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1. C. 149–150.
16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.
17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.
18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.
19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.
20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.
21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.
22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.
23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.
Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.
Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя из сохранившихся находится в римских катакомбах Каллиста (первая половина III века). Иоанн Предтеча изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так Иоанн Предтеча представлен на так называемом Арльском саркофаге (IV век, Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (середина V века) и других.
Самый ранний из известных единоличных образов святого в иконописи – икона «Иоанн Предтеча» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века (?) (о датировке см.: Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). Иоанн Предтеча представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери.
В X – XI веках образ Иоанна Предтечи был включен в деисусную композицию, где он представлен со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII века изображение Иоанна Предтечи помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII века – в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в южной галерее Софийского собора в Константинополе, 1261–1282, и другие). В системе декорации крестово-купольного храма образ Иоанна Предтечи занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку Иоанн Предтеча знаменовал собой «пророков предел, начало апостолов» (Стихира на литии в день Рождества Иоанна Предтечи). Кроме того, в средневизантийский период сложилась традиция посвящения Иоанну Предтече диаконника (реже жертвенника).
Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.
Литература:
1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.
2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.
3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.
4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.
5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.
7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.
8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.
9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.
10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.
11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.
12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.
13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.
14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.
15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1. C. 149–150.
16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.
17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.
18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.
19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.
20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.
21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.
22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.
23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.
Богоматерь Владимирская с избранными святыми
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.
Богоматерь Млекопитательница. Блаженное чрево
На иконе представлено поясное изображение Богоматери, кормящей грудью Младенца Христа. Голова Богородицы увенчана короной, которую поддерживают два ангела. В нижней части иконы в медальонах изображены полуфигуры святых Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.
Двусторонняя икона-«таблетка» «Святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов»/«Апостолы Петр и Павел»
Двусторонняя икона-«таблетка» с изображением с одной стороны святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, с другой - апостолов Петра и Павла. Основу иконы составляют два склеенных между собой куска очень тонкой льняной ткани, покрытых с обеих сторон меловым грунтом. Фон икон золотой, изображения заключены в киноварные рамочки.
Двухстворчатый складень в киоте. Правая часть: Собор архангела Михаила
В верхней части складня представлено поясное изображение Иоанна Предтечи, а ниже – композиция, изображающая соборное, единогласное прославление ангелами Бога – Творца и Спасителя. В центре восседает Христос, Чья круглая слава окружена небесными силами.
Иоанн Креститель
Святой изображён в рост, держащим в правой руке свиток.
Иоанн Предтеча
Ростовое изображение благословляющего Иоанна Предтечи с крестом в руке на фоне пейзажа.
Иоанн Предтеча
Икона деисусного чина. Поясное изображение Иоанна Предтеча.
Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча изображен в рост, в милоти, с развернутым свитком в руке на фоне пейзажа.
Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Икона из Деисусного чина.
Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи из деисусного чина.
Иоанн Предтеча
Икона Деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте. Изображен с обнаженными ногами, с воздетой правой рукой, в милоти и гиматиии.
Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Икона из Деисуса. Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Икона из Деисуса. Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.
Входит в состав «Покровского чина», который по стилистическим особенностям и колориту можно отнести к северной ветви ростовской иконописной традиции. Иконы отличает графичность линий, изысканные цвет и силуэты фигур.
Иоанн Предтеча
Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти.
Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи в милоти, благословляющего правой рукой, а в левой держащего свиток и копье с крестом. По полях помещены фигуры преподобного Иоанна Лествичника и великомученика Феодора Стратилата.
Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи со свитком и чашей в руках. В чаше лежит Младенец Христос, на которого указывает святой.
Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Богоматери в трехчетвертном повороте. В основе цветового решения Деисусного чина лежит новгородская триада из красного, зеленого и желтого. Образы исполнены внутренней экспрессии, хотя в тоже время в их трактовке на смену мощным формам пришли более стройные пропорции.
Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в молении.
Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Святой изображен в рост. Иоанн облачен в милоть и хитон; его десница воздета в пророческом жесте, в опущенной левой руке он держит свиток.
Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в верблюжьей шкуре со свитком в руке. В нижней части расположены сюжеты: «Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню», «Пир Ирода», «Рождество Иоанна Предтечи», «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.
Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Иоанн Предтеча представлен аскетом и пустынником в милоти и плаще, с опущенным вниз свитком, воспроизводящим его призыв к покаянию, пророчество о близости конца мира и приближении Царства Небесного.
Иоанн Предтеча
На иконе помещено поясное изображение Иоанна Предтечи, одетого в милоть и плащ, перепоясывающий правое плечо и руку.
Иоанн Предтеча и Распятие
В нижнем регистре помещено ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте. В верхнем – Распятие Иисуса Христа.
Иоанн Предтеча в рост
Икона Иоанна Предтечи из Деисусного чина иконостаса вместе с образом Богоматери создает первую пару предстоящих Христу – Спасу на престоле. Иоанн Предтеча изображен с взлохмаченными длинными волосами и бородой, со строгим, смуглым ликом, облаченным в милоть и гиматий.
Иоанн Предтеча из деисуса
На иконе из деисусного чина помещено оплечное изображение Иоанна Предтечи.
Иоанн Предтеча с предстоящими
Икона с неглубоким ковчегом. Пятифигурная композиция: в центре в рост, в фас Иоанн Предтеча на левой руке блюдо с усекновенной главой и свитком с текстом, над головой нимб, за спиной два крыла. Предстоящие справа священномученица Анна, священномученик Димитрий, слева: священномученица Мавра, апостол Матфей. На верхнем поле Облачный Спас.
Иоанн Предтеча, с житием
В среднике помещено поясное изображение Иоанна Предтечи со свернутым свитком в левой руке, правая приподнята на уровне груди. Вокруг средника – 16 житийных клейм.
Преображение. Иоанн Предтеча
В верхней части иконы представлена сцена Преображения. В нижней части иконы изображен Иоанн Предтеча.
Пророки Исаак, Иоанн Предтеча, Соломон
В нижнем регистре изображены Иоанн Предтеча как ангел пустыни и пророк Соломон в рост. В килевидном завершении – полуфигура пророка Исаака развернутым свитком в руках.
Распятие с предстоящими и четырьмя иконами Богоматери
В центре иконы изображено Распятие, по сторонам вверху и внизу представлены четыре иконы Богоматери: Умиление злых сердец, Взыскание погибших , От бед Страждущим, Утоли моя печали, рядом с которыми изображены предстоящие: святые Мария, Марфа, Иоанн Богослов, святой мученик Логин. На полях помещены фигуры ангела, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и святой мученицы Александры.
Святитель Николай Чудотворец (Великорецкий), с избранными святыми на полях
Оплечное изображение Николая Чудотворца с крещатым омофором на плечах.
Святой Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи с развернутым свитком в руке.
Святой Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.
Святые Зосима, Иоанн Предтеча, Власий, Савватий
На иконе изображены Иоанн Предтеча, святитель Николай Чудотворец и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. В верхней части композиции представлена Богоматерь Воплощение.
Иконы 1 - 40 из 40
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец