Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя из сохранившихся находится в римских катакомбах Каллиста (первая половина III века). Иоанн Предтеча изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так Иоанн Предтеча представлен на так называемом Арльском саркофаге (IV век, Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (середина V века) и других.

Самый ранний из известных единоличных образов святого в иконописи – икона «Иоанн Предтеча» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века (?) (о датировке см.: Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). Иоанн Предтеча представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери.

В X – XI веках образ Иоанна Предтечи был включен в деисусную композицию, где он представлен со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII века изображение Иоанна Предтечи помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII века – в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в южной галерее Софийского собора в Константинополе, 1261–1282, и другие). В системе декорации крестово-купольного храма образ Иоанна Предтечи занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку Иоанн Предтеча знаменовал собой «пророков предел, начало апостолов» (Стихира на литии в день Рождества Иоанна Предтечи). Кроме того, в средневизантийский период сложилась традиция посвящения Иоанну Предтече диаконника (реже жертвенника).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1.  C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.

22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.

23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.

Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя из сохранившихся находится в римских катакомбах Каллиста (первая половина III века). Иоанн Предтеча изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так Иоанн Предтеча представлен на так называемом Арльском саркофаге (IV век, Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (середина V века) и других.

Самый ранний из известных единоличных образов святого в иконописи – икона «Иоанн Предтеча» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века (?) (о датировке см.: Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). Иоанн Предтеча представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери.

В X – XI веках образ Иоанна Предтечи был включен в деисусную композицию, где он представлен со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII века изображение Иоанна Предтечи помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII века – в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в южной галерее Софийского собора в Константинополе, 1261–1282, и другие). В системе декорации крестово-купольного храма образ Иоанна Предтечи занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку Иоанн Предтеча знаменовал собой «пророков предел, начало апостолов» (Стихира на литии в день Рождества Иоанна Предтечи). Кроме того, в средневизантийский период сложилась традиция посвящения Иоанну Предтече диаконника (реже жертвенника).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1.  C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.

22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.

23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.

Богоматерь Владимирская с избранными святыми Богоматерь Владимирская с избранными святыми
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.

Богоматерь Млекопитательница. Блаженное чрево Богоматерь Млекопитательница. Блаженное чрево
На иконе представлено поясное изображение Богоматери, кормящей грудью Младенца Христа. Голова Богородицы увенчана короной, которую поддерживают два ангела. В нижней части иконы в медальонах изображены полуфигуры святых Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.

Двусторонняя икона-«таблетка» «Святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов»/«Апостолы Петр и Павел» Двусторонняя икона-«таблетка» «Святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов»/«Апостолы Петр и Павел»
Двусторонняя икона-«таблетка» с изображением  с одной стороны святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, с другой - апостолов Петра и Павла. Основу иконы составляют два склеенных между собой куска очень тонкой льняной ткани, покрытых с обеих сторон меловым грунтом. Фон икон золотой, изображения заключены в киноварные рамочки.

Двухстворчатый складень в киоте. Правая часть: Собор архангела Михаила Двухстворчатый складень в киоте. Правая часть: Собор архангела Михаила
В верхней части складня представлено поясное изображение Иоанна Предтечи, а ниже – композиция, изображающая соборное, единогласное прославление ангелами Бога – Творца и Спасителя. В центре восседает Христос, Чья круглая слава окружена небесными силами.

Иоанн Креститель Иоанн Креститель
Святой изображён в рост, держащим в правой руке свиток.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Ростовое изображение благословляющего Иоанна Предтечи с крестом в руке на фоне пейзажа.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона деисусного чина. Поясное изображение Иоанна Предтеча.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча изображен в рост, в милоти, с развернутым свитком в руке на фоне пейзажа.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи  в трехчетвертном повороте.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из Деисусного чина.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи из деисусного чина.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона Деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте. Изображен с обнаженными ногами, с воздетой правой рукой, в милоти и гиматиии.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из Деисуса. Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из Деисуса. Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.
Входит в состав «Покровского чина», который  по стилистическим особенностям и колориту можно отнести к северной ветви ростовской иконописной традиции. Иконы отличает графичность линий, изысканные цвет и силуэты фигур.


Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи  в милоти, благословляющего правой рукой, а в левой держащего свиток и копье с крестом. По полях помещены фигуры преподобного Иоанна Лествичника и великомученика Феодора Стратилата.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи со свитком и чашей в руках. В чаше лежит Младенец Христос, на которого указывает святой.  


Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Богоматери в трехчетвертном повороте. В основе цветового решения Деисусного чина лежит новгородская триада из красного, зеленого и желтого. Образы исполнены внутренней экспрессии, хотя  в тоже время в их трактовке на смену мощным формам пришли более стройные пропорции.


Иконы 1 - 20 из 40
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все