Владимирская икона Божией Матери – древний чудотворный образ, величайшая святыня России. Первоначально икона была выносной и имела рукоять с трехлопастной вилкой. При увеличении полей иконы рукоять отпилили. Икона является двусторонней. На лицевой стороне размещается поясное изображение Богоматери. Она держит Младенца Христа на правой руке, а левую руку приподняла к Спасителю в молитвенном жесте. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее за шею. Ножки Христа закрыты хитоном. Левая ножка согнута в колене так, что видна ступня. Изображения принадлежат к иконографическому типу, который получил название «Умиление». В. Н. Лазарев и А. Грабар датируют живопись лицевой стороны первой половиной XII века. На обороте изображены престол, на котором лежит закрытое Евангелие, на Евангелие – символ Святого Духа – белый голубь с золотым нимбом, и орудия страстей – четыре гвоздя и терновый венец. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. Живопись оборотной стороны исследователи связывают со временем второго поновления лицевой стороны иконы и датируют началом XV века.

В летописях сообщается, что образ был привезен из Константинополя и помещен в монастыре в Вышгороде около 1130 года. В 1155 году Андрей Боголюбский перенес его из Вышгорода во Владимир и поместил в Успенском соборе. Во Владимире икона прославилась многочисленными чудотворениями. В 1163 – 1164 годах было составлено сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы», в котором описывалось десять чудес, совершенных по молитвенному обращению к образу. С этого времени икона почитается как покровительница Владимиро-Суздальской земли.

В конце XIV столетия начинается новый этап в истории Владимирской иконы Божией Матери. В 1395 году Тамерлан со своим войском вторгся в южные пределы русских княжеств: разорил рязанское княжество и взял город Елец. По указанию Великого князя Василия Дмитриевича, который отправился со своим войском навстречу Тамерлану, 26 августа 1395 года Владимирскую икону Божией Матери торжественно перенесли в Москву. В этот же день, по преданию, Тамерлан покинул пределы русских земель. В память об этом чуде был учрежден праздник Сретения иконы Богоматери Владимирской. После этого икона вернулась во Владимир.

Окончательное перенесение образа из Владимира в Москву произошло в 1480 году. Его поместили в новом Успенском соборе. Икона становится главным чудотворным образом Московского государства, его покровительницей и заступницей. По традиции у Владимирской иконы Божией Матери русские цари венчались на царство.

В 1918 году из Успенского собора икона поступила на реставрацию. Раскрытие древней живописи проводил реставратор Г. О. Чириков под наблюдением И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова и А. И. Грищенко. В результате был раскрыт первоначальный красочный слой на ликах Богоматери и Младенца, частично на руках и одеждах, а также остатки золотого фона и букв. Кроме того, были обнаружены фрагменты поновлений первой половины XIII века, начала XV века, 1514 и 1895 1896 годов. Раскрытые из-под прописи конца XIX века и загрязненной олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. В 1930 году икона потупила в ГТГ. С 1999 года икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при ГТГ.

Празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы совершается три раза в год: 3 июня (21 мая старого стиля) – в память о чудесном избавлении от нашествия Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля (23 июня старого стиля) – в память окончательного перенесения образа из Владимира в Москву, и 8 сентября (26 августа старого стиля) – в память о чудесном избавлении от войск Тамерлана в 1395 году.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Корина О. А. Богоматерь Владимирская// Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №1. М., 1995. В публикации приводится подробная библиография.

2. Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божьей Матери// Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 8–38.

3. Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации//Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып.2. С.93–107.

4. Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967.

5. Grabar A. L'Hodigitria et l'Eleusa// Сборник за ликовне уметности. — Нови Сад, 1974, №10. Р. 8–11.

6. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т.1.

7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

8. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории/ Сост. прот. А. Киселев. Н.-Й., 1976.

9. Богоматерь Владимирская: Сборник материалов: Каталог выставки. М., 1995.

10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.

11. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/ ред. А. М. Лидов. М., 1996.

12. Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII в. // ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999.

13. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. М., 2000.

Владимирская икона Божией Матери – древний чудотворный образ, величайшая святыня России. Первоначально икона была выносной и имела рукоять с трехлопастной вилкой. При увеличении полей иконы рукоять отпилили. Икона является двусторонней. На лицевой стороне размещается поясное изображение Богоматери. Она держит Младенца Христа на правой руке, а левую руку приподняла к Спасителю в молитвенном жесте. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее за шею. Ножки Христа закрыты хитоном. Левая ножка согнута в колене так, что видна ступня. Изображения принадлежат к иконографическому типу, который получил название «Умиление». В. Н. Лазарев и А. Грабар датируют живопись лицевой стороны первой половиной XII века. На обороте изображены престол, на котором лежит закрытое Евангелие, на Евангелие – символ Святого Духа – белый голубь с золотым нимбом, и орудия страстей – четыре гвоздя и терновый венец. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. Живопись оборотной стороны исследователи связывают со временем второго поновления лицевой стороны иконы и датируют началом XV века.

В летописях сообщается, что образ был привезен из Константинополя и помещен в монастыре в Вышгороде около 1130 года. В 1155 году Андрей Боголюбский перенес его из Вышгорода во Владимир и поместил в Успенском соборе. Во Владимире икона прославилась многочисленными чудотворениями. В 1163 – 1164 годах было составлено сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы», в котором описывалось десять чудес, совершенных по молитвенному обращению к образу. С этого времени икона почитается как покровительница Владимиро-Суздальской земли.

В конце XIV столетия начинается новый этап в истории Владимирской иконы Божией Матери. В 1395 году Тамерлан со своим войском вторгся в южные пределы русских княжеств: разорил рязанское княжество и взял город Елец. По указанию Великого князя Василия Дмитриевича, который отправился со своим войском навстречу Тамерлану, 26 августа 1395 года Владимирскую икону Божией Матери торжественно перенесли в Москву. В этот же день, по преданию, Тамерлан покинул пределы русских земель. В память об этом чуде был учрежден праздник Сретения иконы Богоматери Владимирской. После этого икона вернулась во Владимир.

Окончательное перенесение образа из Владимира в Москву произошло в 1480 году. Его поместили в новом Успенском соборе. Икона становится главным чудотворным образом Московского государства, его покровительницей и заступницей. По традиции у Владимирской иконы Божией Матери русские цари венчались на царство.

В 1918 году из Успенского собора икона поступила на реставрацию. Раскрытие древней живописи проводил реставратор Г. О. Чириков под наблюдением И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова и А. И. Грищенко. В результате был раскрыт первоначальный красочный слой на ликах Богоматери и Младенца, частично на руках и одеждах, а также остатки золотого фона и букв. Кроме того, были обнаружены фрагменты поновлений первой половины XIII века, начала XV века, 1514 и 1895 1896 годов. Раскрытые из-под прописи конца XIX века и загрязненной олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. В 1930 году икона потупила в ГТГ. С 1999 года икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при ГТГ.

Празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы совершается три раза в год: 3 июня (21 мая старого стиля) – в память о чудесном избавлении от нашествия Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля (23 июня старого стиля) – в память окончательного перенесения образа из Владимира в Москву, и 8 сентября (26 августа старого стиля) – в память о чудесном избавлении от войск Тамерлана в 1395 году.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Корина О. А. Богоматерь Владимирская// Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №1. М., 1995. В публикации приводится подробная библиография.

2. Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божьей Матери// Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 8–38.

3. Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации//Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып.2. С.93–107.

4. Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967.

5. Grabar A. L'Hodigitria et l'Eleusa// Сборник за ликовне уметности. — Нови Сад, 1974, №10. Р. 8–11.

6. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т.1.

7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

8. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории/ Сост. прот. А. Киселев. Н.-Й., 1976.

9. Богоматерь Владимирская: Сборник материалов: Каталог выставки. М., 1995.

10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.

11. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/ ред. А. М. Лидов. М., 1996.

12. Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII в. // ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999.

13. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. М., 2000.

Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской» Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской»
На иконе представлена Богоматерь Владимирская с 64 клеймами. В среднике изображение Богоматери Владимирской – самой чтимой иконы Богоматери на Руси. В 44 клеймах история этого образа, в 20 клеймах – подробное повествование о Темир Аксаке (Тамерлане, 1336 - 1405).

Богоматерь Владимирская с избранными святыми Богоматерь Владимирская с избранными святыми
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.

Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах
В среднике дано поясное изображение Богоматери, типа "Умиление". Богоматерь держит Христа на правой руке, левой касается одежд младенца.

Богоматерь Владимирская с предстоящими святыми Богоматерь Владимирская с предстоящими святыми
На иконе представлено поясное изображение Богоматери с Младенцем, Которой предстоят Архангел Гавриил, княгиня Ольга и двое святых.

Богоматерь Владимирская, в резной раме Богоматерь Владимирская, в резной раме
Поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. Икона помещена в пышно украшенный оклад.

Богоматерь Владимирская, с избранными святыми Богоматерь Владимирская, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской.  На широких темно-зеленых полях иконы размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия с архангелами Михаилом и Гавриилом; на левом поле – святители Силуан и Андрей Кристкий; на правом – святой архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская.



Богоматерь Владимирская. Доска с клеймами истории создания образа. Доска с текстом вкладной надписи. Богоматерь Владимирская. Доска с клеймами истории создания образа. Доска с текстом вкладной надписи.
Изображение Богоматери с Младенцем на иконе соответствует тому состоянию, которое имела византийская икона Богоматерь Владмиирская XII века (ГТГ) в конце XVII, когда «поновления» полностью скрывали древнюю живопись.
Доска с клеймами истории создания образа Богоматери Владимирской была исполнена для иконы, написанной Афанасием Рязанцевым в 1692 году.

Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов
Икона с образом Богоматери Владимирской помещена в складень-кузов, который принадлежит к типу двустворчатых складней с килевидным завершением.
Верхнюю часть створок занимает сцена Благовещения. Остальные изображения на склдане представляют своеобразный деисусный чин. В навершии помещен образ Спаса Нерукотворного, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На створках складня представлены муромские святые – князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония. Их изображения указывают на то, что склдаень был создан в Муроме  или в другом городе, но по заказу жителя Мурома. Примечательно, что муромские князья в нарушение традиционной иерархии деисусного чина изображены сразу после апостолов Петра и Павла и впереди вселенских и русских святителей. На левой створке складня представлены три вселенских святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Расположенные симметрично изображения Петра, Алексея и Ионы отражают традиционное для позднего средневековья уподобление трех московских митрополитов трем вселенским святителям.

Богоматерь с Младенцем Богоматерь с Младенцем
Поясное изображение Богоматери с Младенцем.

Богоматерь Умиление Владимирская Богоматерь Умиление Владимирская
Икона в окладе. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери  и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.

Богоматерь Умиления (Владимирская) с клеймами Богоматерь Умиления (Владимирская) с клеймами
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской.

Складень кузов с нагрудной иконой Богоматери Одигитрии, восемью образами Богоматери и праздниками Складень кузов с нагрудной иконой Богоматери Одигитрии, восемью образами Богоматери и праздниками
Складень принадлежит к типу складней-кузовов с килевидным завершением. По традиции, в верхней части створок помещено изображение благовещения, а ниже представлены праздники: Рождество Богоматери, Введение во храм, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Преображение (слева), распятие, Снятие с креста, Воскресение – Сошествие во ад, Жены Мироносицы у гроба Господня, Уверение Фомы, Вознесение, Святая Троицы, Успение Богородицы (справа). В навершии средней части находится редкая композиция «Се Ангнец», символически изображающая искупительную жертву Спасителя за грехи мира. Здесь показан Младенец Христос, лежащий на дискосе и осененный рипидами, которые держат в руках предстоящие ангелы.
В кузов вставлена икона, в которую вделана костяная нагрудная иконка XVI века в сканной оправе с изображением Богоматери Одигитрии. Рядом с ней представлены ангелы, а вокруг помещены восемь изображений Богоматери в разных иконографических типах. Центральная икона повторяет гравюру с восемью богородичными изображениями – один из листов, созданных московским гравером Григорием Тепчегорским, работавшим в 1702-1718 годах, и включавшихся в различные сборники первой трети XVIII столетия. Тепчегорский не только использовал изображения известных икон, но и сам сочинил ряд образов, например, Терванского, который на русской почве стал связываться с Теребинской пустынью в Тверской области и получил название Теребинского.

Четырехрядная икона Четырехрядная икона
Икона состоит из четырнадцати клейм с изображением Богородица и святых.


Иконы 21 - 33 из 33
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все