Владимирская икона Божией Матери – древний чудотворный образ, величайшая святыня России. Первоначально икона была выносной и имела рукоять с трехлопастной вилкой. При увеличении полей иконы рукоять отпилили. Икона является двусторонней. На лицевой стороне размещается поясное изображение Богоматери. Она держит Младенца Христа на правой руке, а левую руку приподняла к Спасителю в молитвенном жесте. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее за шею. Ножки Христа закрыты хитоном. Левая ножка согнута в колене так, что видна ступня. Изображения принадлежат к иконографическому типу, который получил название «Умиление». В. Н. Лазарев и А. Грабар датируют живопись лицевой стороны первой половиной XII века. На обороте изображены престол, на котором лежит закрытое Евангелие, на Евангелие – символ Святого Духа – белый голубь с золотым нимбом, и орудия страстей – четыре гвоздя и терновый венец. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. Живопись оборотной стороны исследователи связывают со временем второго поновления лицевой стороны иконы и датируют началом XV века.
В летописях сообщается, что образ был привезен из Константинополя и помещен в монастыре в Вышгороде около 1130 года. В 1155 году Андрей Боголюбский перенес его из Вышгорода во Владимир и поместил в Успенском соборе. Во Владимире икона прославилась многочисленными чудотворениями. В 1163 – 1164 годах было составлено сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы», в котором описывалось десять чудес, совершенных по молитвенному обращению к образу. С этого времени икона почитается как покровительница Владимиро-Суздальской земли.
В конце XIV столетия начинается новый этап в истории Владимирской иконы Божией Матери. В 1395 году Тамерлан со своим войском вторгся в южные пределы русских княжеств: разорил рязанское княжество и взял город Елец. По указанию Великого князя Василия Дмитриевича, который отправился со своим войском навстречу Тамерлану, 26 августа 1395 года Владимирскую икону Божией Матери торжественно перенесли в Москву. В этот же день, по преданию, Тамерлан покинул пределы русских земель. В память об этом чуде был учрежден праздник Сретения иконы Богоматери Владимирской. После этого икона вернулась во Владимир.
Окончательное перенесение образа из Владимира в Москву произошло в 1480 году. Его поместили в новом Успенском соборе. Икона становится главным чудотворным образом Московского государства, его покровительницей и заступницей. По традиции у Владимирской иконы Божией Матери русские цари венчались на царство.
В 1918 году из Успенского собора икона поступила на реставрацию. Раскрытие древней живописи проводил реставратор Г. О. Чириков под наблюдением И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова и А. И. Грищенко. В результате был раскрыт первоначальный красочный слой на ликах Богоматери и Младенца, частично на руках и одеждах, а также остатки золотого фона и букв. Кроме того, были обнаружены фрагменты поновлений первой половины XIII века, начала XV века, 1514 и 1895 – 1896 годов. Раскрытые из-под прописи конца XIX века и загрязненной олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. В 1930 году икона потупила в ГТГ. С 1999 года икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при ГТГ.
Празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы совершается три раза в год: 3 июня (21 мая старого стиля) – в память о чудесном избавлении от нашествия Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля (23 июня старого стиля) – в память окончательного перенесения образа из Владимира в Москву, и 8 сентября (26 августа старого стиля) – в память о чудесном избавлении от войск Тамерлана в 1395 году.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Корина О. А. Богоматерь Владимирская// Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №1. М., 1995. В публикации приводится подробная библиография.
2. Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божьей Матери// Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 8–38.
3. Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации//Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып.2. С.93–107.
4. Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967.
5. Grabar A. L'Hodigitria et l'Eleusa// Сборник за ликовне уметности. — Нови Сад, 1974, №10. Р. 8–11.
6. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т.1.
7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
8. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории/ Сост. прот. А. Киселев. Н.-Й., 1976.
9. Богоматерь Владимирская: Сборник материалов: Каталог выставки. М., 1995.
10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
11. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/ ред. А. М. Лидов. М., 1996.
12. Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII в. // ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999.
13. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. М., 2000.
Владимирская икона Божией Матери – древний чудотворный образ, величайшая святыня России. Первоначально икона была выносной и имела рукоять с трехлопастной вилкой. При увеличении полей иконы рукоять отпилили. Икона является двусторонней. На лицевой стороне размещается поясное изображение Богоматери. Она держит Младенца Христа на правой руке, а левую руку приподняла к Спасителю в молитвенном жесте. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее за шею. Ножки Христа закрыты хитоном. Левая ножка согнута в колене так, что видна ступня. Изображения принадлежат к иконографическому типу, который получил название «Умиление». В. Н. Лазарев и А. Грабар датируют живопись лицевой стороны первой половиной XII века. На обороте изображены престол, на котором лежит закрытое Евангелие, на Евангелие – символ Святого Духа – белый голубь с золотым нимбом, и орудия страстей – четыре гвоздя и терновый венец. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. Живопись оборотной стороны исследователи связывают со временем второго поновления лицевой стороны иконы и датируют началом XV века.
В летописях сообщается, что образ был привезен из Константинополя и помещен в монастыре в Вышгороде около 1130 года. В 1155 году Андрей Боголюбский перенес его из Вышгорода во Владимир и поместил в Успенском соборе. Во Владимире икона прославилась многочисленными чудотворениями. В 1163 – 1164 годах было составлено сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы», в котором описывалось десять чудес, совершенных по молитвенному обращению к образу. С этого времени икона почитается как покровительница Владимиро-Суздальской земли.
В конце XIV столетия начинается новый этап в истории Владимирской иконы Божией Матери. В 1395 году Тамерлан со своим войском вторгся в южные пределы русских княжеств: разорил рязанское княжество и взял город Елец. По указанию Великого князя Василия Дмитриевича, который отправился со своим войском навстречу Тамерлану, 26 августа 1395 года Владимирскую икону Божией Матери торжественно перенесли в Москву. В этот же день, по преданию, Тамерлан покинул пределы русских земель. В память об этом чуде был учрежден праздник Сретения иконы Богоматери Владимирской. После этого икона вернулась во Владимир.
Окончательное перенесение образа из Владимира в Москву произошло в 1480 году. Его поместили в новом Успенском соборе. Икона становится главным чудотворным образом Московского государства, его покровительницей и заступницей. По традиции у Владимирской иконы Божией Матери русские цари венчались на царство.
В 1918 году из Успенского собора икона поступила на реставрацию. Раскрытие древней живописи проводил реставратор Г. О. Чириков под наблюдением И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова и А. И. Грищенко. В результате был раскрыт первоначальный красочный слой на ликах Богоматери и Младенца, частично на руках и одеждах, а также остатки золотого фона и букв. Кроме того, были обнаружены фрагменты поновлений первой половины XIII века, начала XV века, 1514 и 1895 – 1896 годов. Раскрытые из-под прописи конца XIX века и загрязненной олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. В 1930 году икона потупила в ГТГ. С 1999 года икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при ГТГ.
Празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы совершается три раза в год: 3 июня (21 мая старого стиля) – в память о чудесном избавлении от нашествия Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля (23 июня старого стиля) – в память окончательного перенесения образа из Владимира в Москву, и 8 сентября (26 августа старого стиля) – в память о чудесном избавлении от войск Тамерлана в 1395 году.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Корина О. А. Богоматерь Владимирская// Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №1. М., 1995. В публикации приводится подробная библиография.
2. Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божьей Матери// Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 8–38.
3. Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации//Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып.2. С.93–107.
4. Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967.
5. Grabar A. L'Hodigitria et l'Eleusa// Сборник за ликовне уметности. — Нови Сад, 1974, №10. Р. 8–11.
6. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т.1.
7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
8. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории/ Сост. прот. А. Киселев. Н.-Й., 1976.
9. Богоматерь Владимирская: Сборник материалов: Каталог выставки. М., 1995.
10. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
11. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/ ред. А. М. Лидов. М., 1996.
12. Щенникова Л. А. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII в. // ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999.
13. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. М., 2000.
Богоматерь Владимирская
Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на правой руке.
Богоматерь Владимирская
Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на правой руке.
Богоматерь Владимирская
Поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. Одежды серебристого цвета с тиснением. Широкие поля красно – коричневого цвета.
Богоматерь Владимирская
Богоматерь изображена в ¾ повороте справа налево. Правой рукой поддерживает Младенца, обнимающего ее за шею.
Богоматерь Владимирская
Композиция традиционная, выполнена в манере крестьянского письма. Богоматерь поясная, в трехчетвертном поворота налево. Младенец Иисус Христос на правой руке Богоматери, левой рукой обнимает Ее за шею, ликом приник к щеке Матери.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо.
Богоматерь Владимирская
Икона относится к иконографическому типу «Умиление» и восходит к чудотворной иконе «Богоматерь Владимирская» XII в., но имеет иконографические особенности, характерные, как предполагает Л.А. Щенникова, для несохранившегося списка иконы, созданного в конце XIV в. К ним относятся положение левой руки Богоматери на одном уровне с правой и отсутствие изображения левой руки Младенца. Отличительная особенность данной иконы - видны пальцы левой руки Христа, которой он обнимает Богоматерь за шею.
Икона в серебряном позолоченном окладе, изготовленном в технике «басма на чеканное дело» - басма прочеканена с лицевой стороны для большей четкости рисунка. Оклад выполнен одновременно с иконой. На верхнем и частично боковых полях помещен семифигурный Деисус (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел). На боковых полях так же находятся изображения в рост святителей Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Григория Богослова и Иоанна Милостивого. На нижнем поле - поясные фигуры великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, царей Соломона и Давида, святителя Николая Чудотворца.
Богоматерь Владимирская
Икона, вероятно, является одним из ранних списков с недошедшего до наших дней первого ростовского образа Богоматери Владимирской. На ней, в отличие от древнего византийского образца, руки Богородицы представлены почти на одном уровне, а ступня левой ноги Младенца расположена значительно выше правой. Облик иконы искажен антикварной реставрацией начала XX века, в ходе которой живопись была поновлена, а первоначальный золотой фон полностью очищен.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери с Младенцем.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери с Младенцем Христом на правой руке. Образцом могла служить иконография ранних чтимых списков. В то же время, мастер допустил ряд неточностей - либо по причине плохой сохранности образца, либо из-за покрывавшего изображение оклада. Так, левая рука Младенца, которой он обнимает Богоматерь, покрыта золотисто-охристой тканью гиматия, наброшенного на плечо. Между склоненными ликами виден также и коричневый мафорий с золотистой каймой – как на тех списках, на которых изображена только одна рука Младенца. К тому же иконописец, по-видимому, пожелал дать свой вариант художественного решения образа, изобразив Христа не в традиционном золотистом хитоне, а в красной рубашке с зеленым поясом.
Богоматерь Владимирская
Пядничная икона. По сравнению с древним чудотворным образом Богоматери Владимирской и ее списком конца XIV-начала XV века данная икона имеет некоторые иконографические особенности. Младенец не обнимает Мать за шею – видна только одна рука, простертая к плечу Богоматери. Его необычно крупная голова изображена почти на одном уровне с головой Богоматери. Лик Марии обрамляет широкая кайма мафория, с левой стороны примыкающая к груди Иисуса.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
Икона неоднократно поновлялась.
На оборотной стороне изображен Престол и Орудия Страстей.
Богоматерь Владимирская
Поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца, обнимающего Её за шею.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
На полях изображены святые в рост, обращённые к Богоматери: Василий Великий, Григорий Богослов, святая Анна и неизвестный святой.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
Богоматерь Владимирская
Икона восходит к чудотворному образу Богоматери Владимирской - византийской иконе первой трети XII века (ныне в ГТГ), которые поздние предания приписывают кисти евангелиста Луки. Муромская икона восходит к композиции, возникшей после поновления «Богоматери Владимирской» в 1514 году: левая рука поднята значительно выше правой, а на ее шее, под мафорием, видна левая рука Младенца Христа.
Голова Богоматери на представленной иконе покрыта жемчужным очельем и увенчана золотым венцом с городчатой коруной, которые украшены жемчугом и камнями. Эта имитации драгоценного убора Богородичной иконы, очевидно, подчеркивала, что муромский образ является точным списком с подлинной чудотворной иконы и копирует даже ее оклад.
Богоматерь Владимирская
Поясное изображение Богоматери с Младенцем. Икона в окладе.
Богоматерь Владимирская
Поясное изображение Богоматери, прижимающей к себе Младенца.
Иконы 1 - 20 из 33
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец