Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.
Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.
Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.
Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.
Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Архангел Михаил с избранными святыми и иконой «Богоматерь Умягчение злых сердец»
В центре иконы представлен архангел Михаил в воинском облачении, с державой в левой руке. Над ним изображена Богоматерь, а по сторонам от него стоят избранные святые в несколько рядов.
Благовещение
В среднике иконы на фоне архитектурного пейзажа архангел Гавриил, приносит Благую Весть Богородице. Над ними в небесном сегменте изображены Бог-Отец, направивший на Богородицу луч света, являющийся символом непорочного зачатия, и архангел, склонившийся перед Ним. На полях иконы изображены святые.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость»
На иконе изображена держащая Младенца Богоматерь, в мандорле славы, стоящая на облаке. Их головы увенчаны коронами. Богоматерь окружена людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Над ней в облаках изображён Господь Саваоф, в левом и правом верхних углах в небесных сегментах – изображения солнца и луны, тоже отделённые облаками. На полях иконы помещены ростовые изображения Ангелов-Хранителей и святых Матрены и Иоакима.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
На полях изображены святые в рост, обращённые к Богоматери: Василий Великий, Григорий Богослов, святая Анна и неизвестный святой.
Богоматерь Владимирская, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской. На широких темно-зеленых полях иконы размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия с архангелами Михаилом и Гавриилом; на левом поле – святители Силуан и Андрей Кристкий; на правом – святой архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская.
Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов
Икона с образом Богоматери Владимирской помещена в складень-кузов, который принадлежит к типу двустворчатых складней с килевидным завершением.
Верхнюю часть створок занимает сцена Благовещения. Остальные изображения на склдане представляют своеобразный деисусный чин. В навершии помещен образ Спаса Нерукотворного, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На створках складня представлены муромские святые – князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония. Их изображения указывают на то, что склдаень был создан в Муроме или в другом городе, но по заказу жителя Мурома. Примечательно, что муромские князья в нарушение традиционной иерархии деисусного чина изображены сразу после апостолов Петра и Павла и впереди вселенских и русских святителей. На левой створке складня представлены три вселенских святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Расположенные симметрично изображения Петра, Алексея и Ионы отражают традиционное для позднего средневековья уподобление трех московских митрополитов трем вселенским святителям.
Богоматерь Всех скорбящих Радость
В центре изображена Богоматерь с разведенными в стороны руками. По сторонам от Нее - ангелы, помогающие страждущим. Над нимбом Марии – Христос Эммануил с разведенными руками. В верхних углах представлены небесные светила. На полях помещены ростовые изображения святых, в том числе пророчицы Анны.
Богоматерь Знамение со святыми Георгием, Макарием, Яковом, Онуфрием на полях
Изображение Богоматери Знамение. На полях помещены ростовые изображения святых Георгия, Макария, Онуфрия, Якова.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях помещены изображения четверых святых.
Богоматерь Казанская со святыми на полях
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Голова Богоматери увенчана короной. На полях изображены фигуры святых в рост и ангел-хранитель.
Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и апостолом Климентом
На иконе Богоматерь представлена на престоле держащей Младенца на руках. По сторонам от престола изображены предстоящие Николай Чудотворец и апостол Петр.
Богоматерь со свитком (из Деисусного чина)
В среднике представлено поясное изображение Богоматери, держащей в левой руке свиток. На полях иконы изображены святая Мария и святая Устинья.
Богоматерь Умиление, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери с Младенцем, который он прижимается ликом к щеке Богоматери и обеими руками касается каймы ее мафория, словно стремясь приоткрыть его на шее. Правая нога повернута так, что видна подошва. Богородица обнимает Младенца обеими руками и прикрывает его складкой мафория.
Вокруг средника расположены полуфигуры избранных святых в медальонах.
Избранные святые на полях иконы представлены в иерархической последовательности, соответствующей порядку поминовения чинов Вселенской Церкви во время литургии (архангелы, пророки, апостолы, святители, мученики и др.) Главное место в средней части верхнего поля занимает образ Иоанна Предтечи.
Богоматерь Умиление, с избранными святыми
В среднике погрудное изображение Богоматери с Младенцем, по иконографии «Богоматерь Владимирская». Их окружают поясные прямоличные изображения святых. На верхнем поле – деисусная композиция со Спасом Нерукотворным в центре.
Богоматерь Федоровская
В среднике иконы представлено поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца. На полях помещены ростовые изображения святых в молении.
Богоматерь Федоровская с избранными святыми по полям
Композиция иконы традиционная, в центре изображение Богоматери с Младенцем на золоченом фоне. Живопись по стилю приближается к академическому письму. На полях иконы: слева в рост преподобный Андрей Критский; справа в рост преподобная Мария.
Богородица Боголюбская
Икона с ковчегом. Многофигурная композиция: Слева в рост, на облаках в трехчетвертном повороте направо стоит Богородица с развернутым свитком в руках, справа в три яруса апостолы, мученики, мученицы.
Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми
Христос попирает сломанные врата ада.
Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие
Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.
Воскресение. Богоматерь Казанская. Избранные святые
Икона разделена на три сегмента. В верхнем её ряду изображены Воскресение и Богоматерь Казанская, а в нижнем представлены избранные святые.
Иконы 1 - 20 из 61
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец