Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми

Иконография: Воскресение Христово - Сошествие во ад, Избранные святые, Избранные праздники

Датировки: XVI в. Первая половина XVI в.

Иконописная школа или художественный центр:  Сольвычегодск.

Происхождение: поступила из Сольвычегодского историко-художественного музея (Благовещенский собор).

Материал: Дерево, ковчег, левкас, темпера

Размеры иконы:  высота 129 см, ширина 87,5 см

Христос попирает  сломанные врата ада. Спаситель представлен на фоне мандорлы с ангелами, поражающими бесов. Христос держит за руки Адама и Еву, восстающих из гробов, По сторонам от мандорлы изображены ветхозаветные цари и пророки, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча.
В нижнем регистре изображен ад в виде темной зияющей бездны. Души праведников, одетые в белое ожидают освобождения, простирая руки к Христу.
В нижней части иконы располагаются 6 клейм с изображением праздников: «Благовещение» в виде «Благовещение у кладезя»,  «Рождество Христово», «Крещение», «Святая Троица», «Воздвижение Креста». Под ними – 18 полуфигур избранных святых. Здесь представлены святые бессеребренники Козьма и Дамиан, великомученики Димитрий Солунский, Георгий и Никита, святые князья-страстотерпцы  Борис и Глеб, пророк Илия, святители Афанасий Александрийский, Николай Чудотворец, священномученики Власий Севастийский и Климент папа Римский, мученики Флор и Лавр, неизвестный святой в красно-синих одеждах и в белом плате на голове (сотник Лонгин?), великомученицы Параскева, Екатерина и Варвара.

Инв. № ДРЖ-818. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Литература:
Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. № 45. С. 214-217.

  • Общий вид