Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.
Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.
Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.
Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.
Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Архангел Михаил с избранными святыми и иконой «Богоматерь Умягчение злых сердец»
В центре иконы представлен архангел Михаил в воинском облачении, с державой в левой руке. Над ним изображена Богоматерь, а по сторонам от него стоят избранные святые в несколько рядов.
Благовещение
В среднике иконы на фоне архитектурного пейзажа архангел Гавриил, приносит Благую Весть Богородице. Над ними в небесном сегменте изображены Бог-Отец, направивший на Богородицу луч света, являющийся символом непорочного зачатия, и архангел, склонившийся перед Ним. На полях иконы изображены святые.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость»
На иконе изображена держащая Младенца Богоматерь, в мандорле славы, стоящая на облаке. Их головы увенчаны коронами. Богоматерь окружена людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Над ней в облаках изображён Господь Саваоф, в левом и правом верхних углах в небесных сегментах – изображения солнца и луны, тоже отделённые облаками. На полях иконы помещены ростовые изображения Ангелов-Хранителей и святых Матрены и Иоакима.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
На полях изображены святые в рост, обращённые к Богоматери: Василий Великий, Григорий Богослов, святая Анна и неизвестный святой.
Богоматерь Владимирская, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской. На широких темно-зеленых полях иконы размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия с архангелами Михаилом и Гавриилом; на левом поле – святители Силуан и Андрей Кристкий; на правом – святой архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская.
Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов
Икона с образом Богоматери Владимирской помещена в складень-кузов, который принадлежит к типу двустворчатых складней с килевидным завершением.
Верхнюю часть створок занимает сцена Благовещения. Остальные изображения на склдане представляют своеобразный деисусный чин. В навершии помещен образ Спаса Нерукотворного, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На створках складня представлены муромские святые – князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония. Их изображения указывают на то, что склдаень был создан в Муроме или в другом городе, но по заказу жителя Мурома. Примечательно, что муромские князья в нарушение традиционной иерархии деисусного чина изображены сразу после апостолов Петра и Павла и впереди вселенских и русских святителей. На левой створке складня представлены три вселенских святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Расположенные симметрично изображения Петра, Алексея и Ионы отражают традиционное для позднего средневековья уподобление трех московских митрополитов трем вселенским святителям.
Богоматерь Всех скорбящих Радость
В центре изображена Богоматерь с разведенными в стороны руками. По сторонам от Нее - ангелы, помогающие страждущим. Над нимбом Марии – Христос Эммануил с разведенными руками. В верхних углах представлены небесные светила. На полях помещены ростовые изображения святых, в том числе пророчицы Анны.
Богоматерь Знамение со святыми Георгием, Макарием, Яковом, Онуфрием на полях
Изображение Богоматери Знамение. На полях помещены ростовые изображения святых Георгия, Макария, Онуфрия, Якова.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях помещены изображения четверых святых.
Богоматерь Казанская со святыми на полях
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Голова Богоматери увенчана короной. На полях изображены фигуры святых в рост и ангел-хранитель.
Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и апостолом Климентом
На иконе Богоматерь представлена на престоле держащей Младенца на руках. По сторонам от престола изображены предстоящие Николай Чудотворец и апостол Петр.
Богоматерь со свитком (из Деисусного чина)
В среднике представлено поясное изображение Богоматери, держащей в левой руке свиток. На полях иконы изображены святая Мария и святая Устинья.
Богоматерь Умиление, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери с Младенцем, который он прижимается ликом к щеке Богоматери и обеими руками касается каймы ее мафория, словно стремясь приоткрыть его на шее. Правая нога повернута так, что видна подошва. Богородица обнимает Младенца обеими руками и прикрывает его складкой мафория.
Вокруг средника расположены полуфигуры избранных святых в медальонах.
Избранные святые на полях иконы представлены в иерархической последовательности, соответствующей порядку поминовения чинов Вселенской Церкви во время литургии (архангелы, пророки, апостолы, святители, мученики и др.) Главное место в средней части верхнего поля занимает образ Иоанна Предтечи.
Богоматерь Умиление, с избранными святыми
В среднике погрудное изображение Богоматери с Младенцем, по иконографии «Богоматерь Владимирская». Их окружают поясные прямоличные изображения святых. На верхнем поле – деисусная композиция со Спасом Нерукотворным в центре.
Богоматерь Федоровская
В среднике иконы представлено поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца. На полях помещены ростовые изображения святых в молении.
Богоматерь Федоровская с избранными святыми по полям
Композиция иконы традиционная, в центре изображение Богоматери с Младенцем на золоченом фоне. Живопись по стилю приближается к академическому письму. На полях иконы: слева в рост преподобный Андрей Критский; справа в рост преподобная Мария.
Богородица Боголюбская
Икона с ковчегом. Многофигурная композиция: Слева в рост, на облаках в трехчетвертном повороте направо стоит Богородица с развернутым свитком в руках, справа в три яруса апостолы, мученики, мученицы.
Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми
Христос попирает сломанные врата ада.
Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие
Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.
Воскресение. Богоматерь Казанская. Избранные святые
Икона разделена на три сегмента. В верхнем её ряду изображены Воскресение и Богоматерь Казанская, а в нижнем представлены избранные святые.
Воскресение. Сошествие во ад с праздниками
В среднике изображён сюжет Сошествия воскресшего Христа в ад. В клеймах представлены праздники.
Деисус и избранные святые
Данный тип иконы (с Деисусом в верхнем регистре и прямоличными множества фигурами святых в двух нижних регистрах) достаточно редок, хотя внешне напоминает композицию икон-святцев. Возможно связь этой иконы с лицевыми подлинниками. Из этих источников художник мог почерпнуть такие довольно редкие иконографические детали, как изображение престола Спасителя без спинки и Евангелия в Его руках в зарытом виде. В колорите, с преобладанием традиционных для Новгорода темно-зеленых, красных и охристых тонов, а также в энергичной пробелке одежд и в типе коренастых фигур просматривается влияние новгородских образцов. В то же время упрощенность рисунка, прозрачность слоев охрения в «личном» письме, скупость цветовой гаммы свидетельствуют о провинциальном происхождении этой иконы.
Деисус с избранными святыми
В среднике изображение Спаса Вседержителя на престоле с благословляющим жестом правой руки, в левой - раскрытое Евангелие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.
Избранные святые
Створки складня-кузова.
Избранные святые
В среднике иконы, в молении Богоматери Воплощение и Святой Троице, представлены благоверный князь Борис, священномученик Феодор Киренейсский, равноапостольная Мария Магдалина и преподобная Ксения Римляныня. Над изображением Богоматери Воплощение представлена Святая Троица в варианте, известном под названием «Отечество». По сторонам престола Святой Троицы представлены восемь чинов ангельских: серафимы, херувимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы (девятый чин, по-видимому, внутри самой Троицы).
Избранные святые
Икона-двухрядница. В верхней части иконы изображены святые Пелагеи, Соломеи, Иустины, Крестины, Феклы, Марфы, Парпары. В нижней Козьма, Дамина, мученик Артемия, Федора Стратилата, Георгия, Михаила Черниговского, дьякона Стефана.
Избранные святые Сампсоний, Федор, Николай Чудотворец, Елизавета, Иоанн
Фронтальные изображения избранных святых в рост. В верхней части иконы - Облачный Спас.
Икона двухрядная. Положение во гроб. Богоматерь и избранные святые
В верхнем ряду иконы изображена Богоматерь с Младенцем и сцена «Положение во гроб», а в нижнем изображены избранные святые в рост.
Икона многочастная. В скорбях и печалях утешение
Икона многочастная. Верхний ряд - три клейма с круглым и полукруглыми завершениями. Пресвятая Богородица имен. "В скорбях и печалях утешение" с предстоящими Иоаном Богословом и Иоаном Крестителем.
Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые»
Икона с двумя створами, соединенными со средником полосками кожи.. В средник иконы вставлена перламутровая раковина с резными изображениями на ее внутренней стороне: в кругах – Богоматерь Знамение (изображение окружено надписью с текстом молитвы «Достойно есть…»), Троица Ветхозаветная (вокруг изображения надпись с текстом тропаря в неделю Пятидесятницы), серафим и херувим, между кругов - в рост фигура благословляющего Христа и 12 поясных фигур апостолов. По краю раковина обрамлена серебряной позолоченной сканой оправой с чередующимися альмандинами, бирюзой и синими стеклами в кастах. Вокруг раковины, на золотом фоне иконы, - круговая надпись с текстом стихиры «Придете людие…» и изображения: Спас Нерукотворный, преподобные Сергий и Никон, царь Константин и царица Елена, четыре евангелиста. На левой створке складня на золотом фоне изображены Воскресение-Сошествие во ад, Собор архистратига Михаила, Иоанн Предтеча-Ангел Пустыни, Благовещение и святые в рост, в два ряда – святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святые Пахомий Великий, Феодор Освященный, мученики Георгий, Федор Стратилат и Никита, святые Антоний Великий, Евфимий Великий. На правой створке на золотом фоне изображены Умовение ног, Распятие, Успение Богоматери, Покров и святые в рост, в два ряда – митрополиты Петр, Алексий, Иона и Леонтий, святые Александр Свирский и Василий Блаженный, мученики Дмитрий и Феодор Тирон, святые Зосима, Савватий и Макарий Калязинский. На наружной стороне створок на зеленом фоне изображены в рост архангелы Михаил и Гавриил.
Иоанн Предтеча с предстоящими
Икона с неглубоким ковчегом. Пятифигурная композиция: в центре в рост, в фас Иоанн Предтеча на левой руке блюдо с усекновенной главой и свитком с текстом, над головой нимб, за спиной два крыла. Предстоящие справа священномученица Анна, священномученик Димитрий, слева: священномученица Мавра, апостол Матфей. На верхнем поле Облачный Спас.
Козьма и Дамиан
Икона «Козьма и Дамиан с избранными святыми». Двухфигурная композиция в рост. Козьма и Дамиан обращены друг к другу, у них в руках ковчежки.
Неопалимая купина
В центральной части иконы Богоматерь с Младенцем изображены на фоне восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. По углам красного четырёхугольника – символы евангелистов. Неопалимая Купина окружена ангелами. Основной сюжет обрамлен изображениями святых.
Никола (оплечный)
Оплечное изображение святителя. Слева и справа от его лика представлены полуфигуры Христа и Богоматери, а на полях изображено двое святых.
Никола Можайский, Иоанн Златоуст
В среднике иконы фигуры святых представлены в рост. Николай Можайский изображён держащим в левой руке храм, а в правой меч. Иоанн Златоуст держит в левой руке Евангелие, а его правая рука поднята в благословляющем жесте. На полях иконы изображено четверо святых.
Никола с избранными святыми
Никола изображен фронтально, по пояс, правой рукой благословляет; на левой, покрытой фелонью и омофором, - закрытое Евангелие. В верхнем поле в центре Этимасия (Престол уготованный).
По сторонам Этимасии поясные изображения целителей Косьмы и Дамиана. На боковых полях святые даны в рост, в три ряда, попарно. Вверху – князья Борис и (слева) и Глеб (справа). В правых руках они держат мученические кресты, в левых – выставленные вперед мечи в ножнах, перевитые перевязью. Посередине боковых полей изображены мученики Флор (слева) и Лавр (справа). Внизу слева – преподобная Евдокия и справа мученица Домна (?). На нижнем поле оплечные изображения святых жен: слева – Параскева (?), справа – Фотиния.
Никола Чудотворец
В среднике иконы представлено поясное изображение святого. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. По сторонам от нимба святого помещены фигуры сидящих на облаках Христа с Евангелием и Богоматери с омофором. На полях иконы изображены святые Сергий, Савва, Екатерина и Мария.
Николай Чудотворец
Поясное изображение святителя дополнено крупными фигурами Христа и Богоматери, вручающих святителю Евангелие и омофор. В правой руке Николая открытое Евангелие. В верхней части средника представлены две группы святых (по три фигуры в каждой группе). Можно предположить, что здесь изображены три мученика (Флор, Лавр и Власий?) и три мученицы (Параскева, Варвара, Ульяна?).
Николай Чудотворец со святыми на полях
В среднике помещено поясное изображение святителя. В левой руке он держит Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Справа и слева от его лика представлены полуфигуры Иисуса Христа и Богоматери. На полях фигуры архангела и святых.
Николай Чудотворец, с избранными святыми
В среднике помещено оплечное изображение святителя Николая. На полях изображение трех избранных святых.
Параскева Пятница, с избранными святыми
В среднике представлено оплечное изображение великомученицы Параскевы.
Покров Богоматери. Избранные святые на полях
В икону врезана меднолитная вставка с рельефным изображением Покрова Богоматери. В килевидном завершении – Троица Новозаветная. По сторонам изображены избранные святые: благоверный князь Михаил Тверской, святая Анна, ангел-хранитель и преподобный (слева) и Иоанн Устюжский, Кирик и Иулита, и две святые (справа).
Положение ризы Пресвятой Богородицы
На иконе изображено положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви. На полях изображено четверо святых.
Распятие с предстоящими и четырьмя иконами Богоматери
В центре иконы изображено Распятие, по сторонам вверху и внизу представлены четыре иконы Богоматери: Умиление злых сердец, Взыскание погибших , От бед Страждущим, Утоли моя печали, рядом с которыми изображены предстоящие: святые Мария, Марфа, Иоанн Богослов, святой мученик Логин. На полях помещены фигуры ангела, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и святой мученицы Александры.
Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение Богоматери
В среднике иконы, разделённом на четыре части, представлены четыре сюжета из жития Богоматери: Её Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение. На полях изображено двое святых.
Святая Анна и святой Макарий Желтоводский
На иконе в рост в повороте ¾ изображены: слева – Макарий, справа – святая Анна.
Святитель Дионисий и преподобные Тимофей, Моисей, Нифонт, Феодосий
Фронтальные изображения преподобного Тимофея, святителя Дионисия и преподобных Моисея, Нифонта, Феодосия в рост.
Святитель Николай Чудотворец (Великорецкий), с избранными святыми на полях
Оплечное изображение Николая Чудотворца с крещатым омофором на плечах.
Святитель Николай Чудотворец Можайский
В среднике представлен святой Николай в рост. В разведенных руках он держит меч и храм. В верхней части по сторонам от его фигуры в медальонах изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Святой изображен в киоте с килевидным завершением. На полях иконы помещены фронтальные изображения святых преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского).
Святой Никола с житием
В среднике помещено изображение святого Николая Чудотворца. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. В верхних углах средника в медальонах полуфигуры Христа и Богоматери. В 32 клеймах расположены сцены из жития святителя. На полях изображены святые: Самон, Гурий, Авив и святая Анна.
Святые Харлампий, Касиан
Четверо святых изображены в рост: Харлампий, Паисий, Касьян и святой, надпись с именем которого на иконе повреждена.
Собор муромских чудотворцев с избранными святыми
Муромские чудотворцы представлены в ряду святы, которые близки им по особенностям почитания и иконографии. Святые изображены по сторона муромского собора Рождество Богородицы в молитвенном предстоянии Спасу Эммануилу. В первом и втором рядах снизу представлено по две триады святых: князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, князья Феодор, Давид и Константин Ярославские (слева); князь Петр и княгиня Феврония Муромские, праведная Иулиания Лазаревская, мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив (справа). В верхней части левой группы изображены святитель Василий Рязанский, неизвестный преподобный и неизвестная мученица. Симметрично им справа представлены две неизвестные мученицы и мученик (надписи не сохранились).
Сошествие во ад с избранными святыми
На фоне миндалевидной сквозной мандорлы Христос в редких для иконографии красно-золотых одеждах спускается в преисподнюю, распростерши себя для принятия праведников. Симметрично коленопреклоненные фигуры Адама и Евы, которых Иисус выводит из ада. По сторонам – многочисленные фигуры пророков и праведников. Под ногами Христа адская бездна с поверженными вратами ада и сценами побивания сатаны и иудеев, следуемых за Моисеем. Нижний фриз включает фронтальные фигуры: мученица Екатерина, Анастасия, мученик Фотий, святители Никола, Василий Великий, Иоанн Милостивый, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученик Никита, Варвара и Параскева Пятница.
Спас Вседержитель
В центре в фас на золочёном троне-седалище в фас Христос Вседержитель в архиерейском облачении. Слева и справа в рост: Богоматерь, справа - Иоанн Креститель с длинным 4х конечным крестом в руках. Вверху в овальных медальонах святые: Мария Магдалина (?) и неизвестный святой. Икона выполнена в манере близкой к академическому письму по твореному серебру. Фон иконы оливково-коричневый, светлый. На обороте вверху: Петитом: Ж. Егоръ Зотовъ.
Спас на престоле с предстоящими
Изображение Иисуса Христа восседающим на троне выполнено соответственно канону. Спаситель поднимает правую руку в благословляющем жесте, в левой - держит раскрытое Евангелие. Ему предстоят святые.
Спас Нерукотворный, Поклонение Кресту, святые евангелисты и апостолы
В среднике иконы на плате изображен лик Спасителя. В верхней части рамы Голгофский крест, по сторонам от которого находятся фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи. В углах расположены фигуры евангелистов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. На боковых и нижней планках – фигуры апостолов.
Спас со святыми
В среднике иконы представлено поясное изображение Спасителя. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. На полях изображены архангел Михаил, ангел-хранитель и четверо святых: апостол Марк, Александр, Феодосия и Анна.
Три святителя: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов
В среднике иконы изображены три святителя в рост. Над ними представлено поясное изображение Спасителя. На полях изображены святые Пелагея, Евдокия, Екатерина, Иоанн, Александр и Ангел-Хранитель.
Усекновенная голова Иоанна Крестителя с предстоящими на полях
Композиция традиционная, выполнена в иконной манере. В центре, на красно-коричневом фоне, на зеленоватом блюде лежит отсеченная голова Иоанна Крестителя, над головой нимб. Лик изборожден морщинами, глаза полузакрыты.
Христос благословляет хлеб
Поясное изображение Христа, благословляющего хлеб и вино. На полях – фигуры ангела-хранителя и избранных святых.
Четырехрядная икона
Икона состоит из четырнадцати клейм с изображением Богородица и святых.
Иконы 1 - 61 из 61
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец