John the Baptist is the last Old Testament prophet who introduced Jesus Christ as the Savior to the people of Israel. His other name – John the Forerunner – is meant to emphasize his specific role as forerunner or precursor of Jesus Christ. The narratives of his life and ministry are contained in a number of sources – in the four canonic gospels, the Acts of the Apostles, Flavius Josephus and early Christian apocripha.

The exceptional veneration of John the Baptist in the Christian countries affected the development of comprehensive and diverse iconography of the saint. The first Christian images of John the Baptist appeared in the early Christian art, in the compositions of the Baptism of Christ; the earliest of surviving images of John the Baptist is located in the Catacombs of San Callista (the first half of the 3rd century AD). John the Baptist was depicted as a middle-aged man with long wavy hair and a beard, in a haircloth, putting his right hand on Jesus Christ’s head and holding a scroll (or a staff crowned with a cross) with his left hand. This is how John the Baptist is represented on the so-called Arles sarcophagus (4th century AD, Musée de l'Arles Antique) and on the mosaics of the Arian Baptistry in Ravenna (the mid-5th century) and others.

The earliest of known images of the saint – the icon of John the Baptist from the St. Cateherine Monastery on Mount Sinai (B. and V. Khanenko Museum of Arts in Kiev) dated to the second half of the 6th century (?) (for dating see Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). John the Baptist is portrayed full-length, dressed in a haircloth and a himation, in his left hand he holds a scroll with an inscription in Greek (“Behold, the Lamb of God…”); in the upper part of the icon, in the right and left medallions, are the faces of the Savior and the Theotokos.

In the 10th – 11th centuries, an image of John the Baptist was made part of a Deesis composition portraying him with a declined head in a devotional pose towards the Savior; he wears a chiton and a himation (or a chiton and a sheepskin). Before the 12th century, the icons of John the Baptist were placed to the left of Jesus Christ (i.e. the Deesis on the tryptich of Arbaville, 10th century, Louvre, Paris); from the 13th century, in the right part of the composition, to the right of the Savior (mosaics in the southern gallery of the St. Sophia Cathedral in Constantinople, 1261–1282 and others). In the cross-domed churches a depiction of John the Baptist played a key role: his image was placed in the central dome drum among the Old Testament prophets for John the Baptist symbolized the “end of prophets, the beginning of apostles” (Sticheron on the day of the Nativity of the Baptist). Besides, in the mid-Byzantine period a tradition developed to dedicate diaconica (less often altars) to John the Baptist.

The feast day of John the Baptist is celebrated several times and is associated with different episodes from his life and veneration. July 7th (June 24th , the old style) – the Nativity of John the Baptist; September 11 (August 29th, the old style) – the Beheading of John the Baptist; October 6 (September 23rd, the old style) – the Conception of John the Baptist; January 20th (January 7th, the old style) – the Synaxis of John the Baptist; March 9th (February 24th, the old style) and June 7th (May 25th, the old style) – the Finding of John the Baptist’s Head.

Zhanna G. Belik,

Ph.D. in Art history, senior research fellow at the Andrei Rublyov Museum, custodian of the tempera painting collection.

Olga E. Savchenko,

research fellow at the Andrei Rublyov Museum.

Bibliography:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1. C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.

22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.

23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.

Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя из сохранившихся находится в римских катакомбах Каллиста (первая половина III века). Иоанн Предтеча изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так Иоанн Предтеча представлен на так называемом Арльском саркофаге (IV век, Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (середина V века) и других.

Самый ранний из известных единоличных образов святого в иконописи – икона «Иоанн Предтеча» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века (?) (о датировке см.: Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). Иоанн Предтеча представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери.

В X – XI веках образ Иоанна Предтечи был включен в деисусную композицию, где он представлен со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII века изображение Иоанна Предтечи помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII века – в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в южной галерее Софийского собора в Константинополе, 1261–1282, и другие). В системе декорации крестово-купольного храма образ Иоанна Предтечи занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку Иоанн Предтеча знаменовал собой «пророков предел, начало апостолов» (Стихира на литии в день Рождества Иоанна Предтечи). Кроме того, в средневизантийский период сложилась традиция посвящения Иоанну Предтече диаконника (реже жертвенника).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1.  C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.

22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.

23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.

Богоматерь Владимирская с избранными святыми Богоматерь Владимирская с избранными святыми
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.

Название (eng):  Vladimir icon of the Mother of God with the Selected Saints

Богоматерь Млекопитательница. Блаженное чрево Богоматерь Млекопитательница. Блаженное чрево
На иконе представлено поясное изображение Богоматери, кормящей грудью Младенца Христа. Голова Богородицы увенчана короной, которую поддерживают два ангела. В нижней части иконы в медальонах изображены полуфигуры святых Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.

Название (eng):  Mother of God the Blessed Womb

Двусторонняя икона-«таблетка» «Святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов»/«Апостолы Петр и Павел» Двусторонняя икона-«таблетка» «Святые Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов»/«Апостолы Петр и Павел»
Двусторонняя икона-«таблетка» с изображением  с одной стороны святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, с другой - апостолов Петра и Павла. Основу иконы составляют два склеенных между собой куска очень тонкой льняной ткани, покрытых с обеих сторон меловым грунтом. Фон икон золотой, изображения заключены в киноварные рамочки.

Двухстворчатый складень в киоте. Правая часть: Собор архангела Михаила Двухстворчатый складень в киоте. Правая часть: Собор архангела Михаила
В верхней части складня представлено поясное изображение Иоанна Предтечи, а ниже – композиция, изображающая соборное, единогласное прославление ангелами Бога – Творца и Спасителя. В центре восседает Христос, Чья круглая слава окружена небесными силами.

Название (eng):  Diptych in the ark. The right part - the Synaxis of the archangel Michael

Иоанн Креститель Иоанн Креститель
Святой изображён в рост, держащим в правой руке свиток.

Название (eng):  John the Baptist, St

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Ростовое изображение благословляющего Иоанна Предтечи с крестом в руке на фоне пейзажа.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона деисусного чина. Поясное изображение Иоанна Предтеча.

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча изображен в рост, в милоти, с развернутым свитком в руке на фоне пейзажа.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи  в трехчетвертном повороте.

Название (eng):  John the Forerunner

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.

Название (eng):  John the Forerunner

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из Деисусного чина.

Название (eng):  John the Forerunner

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи из деисусного чина.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона Деисусного чина. Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте. Изображен с обнаженными ногами, с воздетой правой рукой, в милоти и гиматиии.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Иоанна Предтечи в трехчетвертном повороте.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из Деисуса. Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Икона из Деисуса. Изображение Иоанна Предтечи в рост в трехчетвертном повороте.
Входит в состав «Покровского чина», который  по стилистическим особенностям и колориту можно отнести к северной ветви ростовской иконописной традиции. Иконы отличает графичность линий, изысканные цвет и силуэты фигур.


Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи  в милоти, благословляющего правой рукой, а в левой держащего свиток и копье с крестом. По полях помещены фигуры преподобного Иоанна Лествичника и великомученика Феодора Стратилата.

Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Поясное изображение Иоанна Предтечи со свитком и чашей в руках. В чаше лежит Младенец Христос, на которого указывает святой.  


Название (eng):  John the Baptist

Иоанн Предтеча Иоанн Предтеча
Ростовое изображение Богоматери в трехчетвертном повороте. В основе цветового решения Деисусного чина лежит новгородская триада из красного, зеленого и желтого. Образы исполнены внутренней экспрессии, хотя  в тоже время в их трактовке на смену мощным формам пришли более стройные пропорции.

Название (eng):  John the Baptist


Иконы 1 - 20 из 40
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все