Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.
Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.
Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
- Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Архангел Михаил с избранными святыми и иконой «Богоматерь Умягчение злых сердец»
В центре иконы представлен архангел Михаил в воинском облачении, с державой в левой руке. Над ним изображена Богоматерь, а по сторонам от него стоят избранные святые в несколько рядов.
Благовещение
В среднике иконы на фоне архитектурного пейзажа архангел Гавриил, приносит Благую Весть Богородице. Над ними в небесном сегменте изображены Бог-Отец, направивший на Богородицу луч света, являющийся символом непорочного зачатия, и архангел, склонившийся перед Ним. На полях иконы изображены святые.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость»
На иконе изображена держащая Младенца Богоматерь, в мандорле славы, стоящая на облаке. Их головы увенчаны коронами. Богоматерь окружена людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Над ней в облаках изображён Господь Саваоф, в левом и правом верхних углах в небесных сегментах – изображения солнца и луны, тоже отделённые облаками. На полях иконы помещены ростовые изображения Ангелов-Хранителей и святых Матрены и Иоакима.
Богоматерь Владимирская
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
На полях изображены святые в рост, обращённые к Богоматери: Василий Великий, Григорий Богослов, святая Анна и неизвестный святой.
Богоматерь Владимирская, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской. На широких темно-зеленых полях иконы размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия с архангелами Михаилом и Гавриилом; на левом поле – святители Силуан и Андрей Кристкий; на правом – святой архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская.
Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов
Икона с образом Богоматери Владимирской помещена в складень-кузов, который принадлежит к типу двустворчатых складней с килевидным завершением.
Верхнюю часть створок занимает сцена Благовещения. Остальные изображения на склдане представляют своеобразный деисусный чин. В навершии помещен образ Спаса Нерукотворного, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На створках складня представлены муромские святые – князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония. Их изображения указывают на то, что склдаень был создан в Муроме или в другом городе, но по заказу жителя Мурома. Примечательно, что муромские князья в нарушение традиционной иерархии деисусного чина изображены сразу после апостолов Петра и Павла и впереди вселенских и русских святителей. На левой створке складня представлены три вселенских святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Расположенные симметрично изображения Петра, Алексея и Ионы отражают традиционное для позднего средневековья уподобление трех московских митрополитов трем вселенским святителям.
Богоматерь Всех скорбящих Радость
В центре изображена Богоматерь с разведенными в стороны руками. По сторонам от Нее - ангелы, помогающие страждущим. Над нимбом Марии – Христос Эммануил с разведенными руками. В верхних углах представлены небесные светила. На полях помещены ростовые изображения святых, в том числе пророчицы Анны.
Богоматерь Знамение со святыми Георгием, Макарием, Яковом, Онуфрием на полях
Изображение Богоматери Знамение. На полях помещены ростовые изображения святых Георгия, Макария, Онуфрия, Якова.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях помещены изображения четверых святых.
Богоматерь Казанская со святыми на полях
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Голова Богоматери увенчана короной. На полях изображены фигуры святых в рост и ангел-хранитель.
Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и апостолом Климентом
На иконе Богоматерь представлена на престоле держащей Младенца на руках. По сторонам от престола изображены предстоящие Николай Чудотворец и апостол Петр.
Богоматерь со свитком (из Деисусного чина)
В среднике представлено поясное изображение Богоматери, держащей в левой руке свиток. На полях иконы изображены святая Мария и святая Устинья.
Богоматерь Умиление, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери с Младенцем, который он прижимается ликом к щеке Богоматери и обеими руками касается каймы ее мафория, словно стремясь приоткрыть его на шее. Правая нога повернута так, что видна подошва. Богородица обнимает Младенца обеими руками и прикрывает его складкой мафория.
Вокруг средника расположены полуфигуры избранных святых в медальонах.
Избранные святые на полях иконы представлены в иерархической последовательности, соответствующей порядку поминовения чинов Вселенской Церкви во время литургии (архангелы, пророки, апостолы, святители, мученики и др.) Главное место в средней части верхнего поля занимает образ Иоанна Предтечи.
Богоматерь Умиление, с избранными святыми
В среднике погрудное изображение Богоматери с Младенцем, по иконографии «Богоматерь Владимирская». Их окружают поясные прямоличные изображения святых. На верхнем поле – деисусная композиция со Спасом Нерукотворным в центре.
Богоматерь Федоровская
В среднике иконы представлено поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца. На полях помещены ростовые изображения святых в молении.
Богоматерь Федоровская с избранными святыми по полям
Композиция иконы традиционная, в центре изображение Богоматери с Младенцем на золоченом фоне. Живопись по стилю приближается к академическому письму. На полях иконы: слева в рост преподобный Андрей Критский; справа в рост преподобная Мария.
Богородица Боголюбская
Икона с ковчегом. Многофигурная композиция: Слева в рост, на облаках в трехчетвертном повороте направо стоит Богородица с развернутым свитком в руках, справа в три яруса апостолы, мученики, мученицы.
Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми
Христос попирает сломанные врата ада.
Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие
Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.
Воскресение. Богоматерь Казанская. Избранные святые
Икона разделена на три сегмента. В верхнем её ряду изображены Воскресение и Богоматерь Казанская, а в нижнем представлены избранные святые.
Иконы 1 - 20 из 61
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец