Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. Первый список с явленной иконы был сделан для царя Иоанна Грозного и его сыновей Иоанна и Феодора. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. «Самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы», дошедшей до нас в авторской рукописи 1594 года (ГИМ) и многочисленный позднейших списках. Икона особо почиталась династией Романовых. Список Казанской иконы находился в первом и затем во втором ополчении К.Минина и Д.Пожарского. В память чудесной помощи в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование Казанской иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.
Казанская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, правая рука Христа сложена в жесте благословения, левая рука опущена и скрыта под гиматием.
Существуют множество чудотворных списков с явленной иконы, известные под собственными именами по месту прославления.
Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М., 2000. С. 265–272.
2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира. Вып. 4. 2000. С. 181–189.
3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165.
4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. – М., 1884.
8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. Первый список с явленной иконы был сделан для царя Иоанна Грозного и его сыновей Иоанна и Феодора. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. «Самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы», дошедшей до нас в авторской рукописи 1594 года (ГИМ) и многочисленный позднейших списках. Икона особо почиталась династией Романовых. Список Казанской иконы находился в первом и затем во втором ополчении К.Минина и Д.Пожарского. В память чудесной помощи в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование Казанской иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.
Казанская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, правая рука Христа сложена в жесте благословения, левая рука опущена и скрыта под гиматием.
Существуют множество чудотворных списков с явленной иконы, известные под собственными именами по месту прославления.
Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М., 2000. С. 265–272.
2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира. Вып. 4. 2000. С. 181–189.
3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165.
4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. – М., 1884.
8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
Богоматерь Казанская
Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу.
Богоматерь Казанская
Композиция традиционная: Богоматерь изображена погрудно, голова склонена направо; Младенец изображён справа, прямолично, победренно, правая рука поднята в благословляющем жесте.
Богоматерь Казанская
Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу. Мафорий темно – вишневый. Фигура Младенца дана прямостоящей, изображение поколенное.
Богоматерь Казанская
На иконе изображена Богоматерь с Младенцем. Изображение Богоматери оплечное, Христа - поколенное.
Богоматерь Казанская
Композиция традиционная: Богоматерь изображена погрудно, голова склонена направо; Младенец изображён справа, прямолично, победренно, правая рука поднята в благословляющем жесте.
Богоматерь Казанская
Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте. Икона в окладе.
Богоматерь Казанская
Оплечное изображение Богоматери, держащей Христа.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях помещены изображения четверых святых.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях изображено двое святых.
Богоматерь Казанская
Погрудное изображение Богоматери, держащей Младенца, правая рука Которого поднята в жесте благословения. На полях иконы изображён Ангел-Хранитель и святые Иоанн Златоуст, Василий Великий и Агриппина.
Богоматерь Казанская
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Их головы увенчаны коронами.
Богоматерь Казанская
Живопись иконы из Троицкого монастыря скрыта серебряным басменным окладом с венцом и цатой, шитой ризой и убрусом. Из-под оклада видны только лики Богоматери и Христа, написанные коричневатыми охрениями с широкими белильными высветлениями и киноварными описями на губах. Подкладка мафория и волосы Младенца написаны золотом. Серебряный басменный оклад из пластин с орнаментом из спирально вьющихся стеблей, а также венец с бирюзовыми вставками, очевидно, создавались одновременно с иконой. Серебряная цата с фестончатым нижним краем, орнаментированная тремя розетками, изготовлена в 1748 году. Над убрусом Богоматери, шитым по красной камке, вероятно, в XVIII веке трудились инокини Троицкого монастыря; их преемницы в следующем столетии дополнили убранство иконы вышитой ризой из голубой тафты.
Богоматерь Казанская
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Оплечное изображение Богоматери, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. Богоматерь Казанская – одна из самых почитаемых на Руси икон, чудотворный образ был обретен в 1579 году в городе Казани. Особо почиталась династией Романовых.
Богоматерь Казанская
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Оплечное изображение Богоматери, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. Богоматерь Казанская – одна из самых почитаемых на Руси икон, чудотворный образ был обретен в 1579 году в городе Казани. Особо почиталась династией Романовых.
Богоматерь Казанская
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. Богоматерь Казанская – одна из самых почитаемых на Руси икон.
Богоматерь Казанская cо cвятителями Гурием и Варсонофием
Икона в окладе. В среднике изображена Богоматерь с Младенцем. На полях помещены изображения святителей Гурия и Варсонофия.
Богоматерь Казанская со святыми на полях
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Голова Богоматери увенчана короной. На полях изображены фигуры святых в рост и ангел-хранитель.
Богоматерь Казанская, в окладе и киоте
Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу.
Богоматерь Казанская, Всевидящее око, Богоматерь Умягчение злых сердец, Богоматерь от бед страждущих
Икона писана по твореному серебру. Имеется ковчег. В верхних двух клеймах: слева Богоматерь Казанская, справа Всевидящее око. Изображение традиционное. В нижних двух клеймах: слева Умягчение злых сердец, справа Избавление от бед страждущих.
Богоматерь Казанская, с чудесами
В среднике иконы представлено традиционное изображение Богоматери Казанской в раме с орнаментом из трав. Надписи в среднике исполнены вязью с украшениями – «плетенкой» и заключены в рамки разной формы. Изображение написано на серебряном фоне и заключено в декоративную раму.
Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие
Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.
Воскресение. Богоматерь Казанская. Избранные святые
Икона разделена на три сегмента. В верхнем её ряду изображены Воскресение и Богоматерь Казанская, а в нижнем представлены избранные святые.
Казанская Богоматерь
Оплечное изображение Богоматери с Младенцем.
Казанская Богоматерь. Параскева Пятница
Икона выносная, двухсторонняя. Лицевая сторона - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом. Поясное изображение святой Параскевы с развернутым свитком в руках.
Рама для иконы. Богоматерь Казанская
Рама для иконы Богоматерь Казанская.
Складень кузов с нагрудной иконой Богоматери Одигитрии, восемью образами Богоматери и праздниками
Складень принадлежит к типу складней-кузовов с килевидным завершением. По традиции, в верхней части створок помещено изображение благовещения, а ниже представлены праздники: Рождество Богоматери, Введение во храм, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Преображение (слева), распятие, Снятие с креста, Воскресение – Сошествие во ад, Жены Мироносицы у гроба Господня, Уверение Фомы, Вознесение, Святая Троицы, Успение Богородицы (справа). В навершии средней части находится редкая композиция «Се Ангнец», символически изображающая искупительную жертву Спасителя за грехи мира. Здесь показан Младенец Христос, лежащий на дискосе и осененный рипидами, которые держат в руках предстоящие ангелы.
В кузов вставлена икона, в которую вделана костяная нагрудная иконка XVI века в сканной оправе с изображением Богоматери Одигитрии. Рядом с ней представлены ангелы, а вокруг помещены восемь изображений Богоматери в разных иконографических типах. Центральная икона повторяет гравюру с восемью богородичными изображениями – один из листов, созданных московским гравером Григорием Тепчегорским, работавшим в 1702-1718 годах, и включавшихся в различные сборники первой трети XVIII столетия. Тепчегорский не только использовал изображения известных икон, но и сам сочинил ряд образов, например, Терванского, который на русской почве стал связываться с Теребинской пустынью в Тверской области и получил название Теребинского.
Четырехчастная, со святыми на полях
В среднике помещены четыре изображения Богоматери: Неопалимая купина, Всех скорбящих радость, Казанская и Феодоровская. На полях – фигуры ангела хранителя, царицы Елены и преподобного Иоанна.
Иконы 1 - 29 из 29
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец