Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Предтеча родился в семье праведных Захарии (из чреды Авиевой) и Елисаветы (из рода Ааронова) (Лк. 1: 5). Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение Иоанна Предтечи было предсказано архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел (Лк. 1: 22) до момента наречения имени новорожденному младенцу (Лк. 1: 63, 64). Иоанн Предтеча родился в городе Иудином (Лк. 1: 39) (возможно, современный Айн-Карем).

Композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» впервые зафиксирована на фресках Софийской церкви в Охриде (середина XI века), а также на миниатюрах второй половины XI века. В средне- и поздневизантийскую эпоху изображение Рождества Иоанна Предтечи стало центральным в цикле детства Иоанна Предтечи. Основа композиции – изображение ложа с возлежащей праведной Елисаветой – восходит к иконографии «Рождества», заимствованной христианами из античных типологических циклов в эпоху поздней античности. При адаптировании традиционной схемы к предтеченскому циклу в нее был включен дополнительный эпизод – «Наречение имени Иоанна Захарией», иконография которого известна c IV века и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV век, Латеранский музей, Рим). В развитых житийных циклах этот эпизод мог составлять отдельное клеймо: на синайской иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (начало XIII века), а также в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из села Нёнокса Архангельской области (XVI век, АМИИ). В XIV веке в соответствии с тенденцией палеологовского искусства вводить в иконографию бытовые детали в композиции «Рождество Иоанна Предтечи» появились изображение стола с яствами рядом с ложем Елисаветы и сцена «Укачивание младенца» (параллельно такое же добавление было сделано в композицию «Рождество Богоматери»). В XVI – XVII веках «Рождество Иоанна Предтечи» стало необходимым эпизодом всех житийных циклов святого, оставаясь также темой отдельных праздничных икон: новгородской иконы первой четверти XVI века из Клопского монастыря; две иконы-таблетки из ГТГ (вторая половина XVI века); иконы из собрания Н. П. Лихачёва (XVI век, ГРМ). Будучи непременным эпизодом всех сохранившихся житийных икон Иоанна Предтечи, композиция Рождества сама редко становилась средником иконы, как, например, иконы «Рождество Иоанна Предтечи, с житием» из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (первая треть XVI века).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. — P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966.

7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982. — С. 298–299. Кат. 63.

8. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. — С. 267–284.

9. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

10. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

11. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. — М., 1994. — С. 8–10.

12. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог собрания — М., 1995.

13. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

14. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. — М., 2001. Вып. 5. — С. 150–168;

15. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. — М., 2007. Вып. 10. — С. 318–348.

16. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половине XVII в.: К проблеме сложения иконографии. // ИХМ. — М., 2004. Вып. 8. — С. 162–177.

17. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы. // ИХМ. — М., 2003. Вып. 7. — С. 75–84.

18. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. — М., 2005.

19. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. — М., 2006.

20. Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. — М., 2004. Вып. 2. — С. 3–30.

21. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

22. Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne. — P., 1994. —P. 182–185, 219–228.

Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Предтеча родился в семье праведных Захарии (из чреды Авиевой) и Елисаветы (из рода Ааронова) (Лк. 1: 5). Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение Иоанна Предтечи было предсказано архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел (Лк. 1: 22) до момента наречения имени новорожденному младенцу (Лк. 1: 63, 64). Иоанн Предтеча родился в городе Иудином (Лк. 1: 39) (возможно, современный Айн-Карем).

Композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» впервые зафиксирована на фресках Софийской церкви в Охриде (середина XI века), а также на миниатюрах второй половины XI века. В средне- и поздневизантийскую эпоху изображение Рождества Иоанна Предтечи стало центральным в цикле детства Иоанна Предтечи. Основа композиции – изображение ложа с возлежащей праведной Елисаветой – восходит к иконографии «Рождества», заимствованной христианами из античных типологических циклов в эпоху поздней античности. При адаптировании традиционной схемы к предтеченскому циклу в нее был включен дополнительный эпизод – «Наречение имени Иоанна Захарией», иконография которого известна c IV века и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV век, Латеранский музей, Рим). В развитых житийных циклах этот эпизод мог составлять отдельное клеймо: на синайской иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (начало XIII века), а также в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из села Нёнокса Архангельской области (XVI век, АМИИ). В XIV веке в соответствии с тенденцией палеологовского искусства вводить в иконографию бытовые детали в композиции «Рождество Иоанна Предтечи» появились изображение стола с яствами рядом с ложем Елисаветы и сцена «Укачивание младенца» (параллельно такое же добавление было сделано в композицию «Рождество Богоматери»). В XVI – XVII веках «Рождество Иоанна Предтечи» стало необходимым эпизодом всех житийных циклов святого, оставаясь также темой отдельных праздничных икон: новгородской иконы первой четверти XVI века из Клопского монастыря; две иконы-таблетки из ГТГ (вторая половина XVI века); иконы из собрания Н. П. Лихачёва (XVI век, ГРМ). Будучи непременным эпизодом всех сохранившихся житийных икон Иоанна Предтечи, композиция Рождества сама редко становилась средником иконы, как, например, иконы «Рождество Иоанна Предтечи, с житием» из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (первая треть XVI века).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. — P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966.

7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982. — С. 298–299. Кат. 63.

8. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. — С. 267–284.

9. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

10. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

11. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. — М., 1994. — С. 8–10.

12. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог собрания — М., 1995.

13. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

14. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. — М., 2001. Вып. 5. — С. 150–168;

15. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. — М., 2007. Вып. 10. — С. 318–348.

16. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половине XVII в.: К проблеме сложения иконографии. // ИХМ. — М., 2004. Вып. 8. — С. 162–177.

17. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы. // ИХМ. — М., 2003. Вып. 7. — С. 75–84.

18. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. — М., 2005.

19. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. — М., 2006.

20. Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. — М., 2004. Вып. 2. — С. 3–30.

21. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

22. Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne. — P., 1994. —P. 182–185, 219–228.

Иоанн Предтеча, Ангел пустыни с житием Иоанн Предтеча, Ангел пустыни с житием
В среднике иконы представлено фронтальное изображение Иоанна Предтечи в виде ангела пустыни. Его фигура расположена на фоне двух сцен из его жития: Рождество и Усекновение главы. В левой руке он держит развёрнутый свиток, а правая поднята в благословляющем жесте. Перед ним на блюде лежит его отрубленная голова. Над ним вверху иконы представлен Господь Саваоф в облаках.

Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Предтечи
В верхней части изображен Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с развернутым свитком в руках.

Четыре Рождества Четыре Рождества
На иконе представлены четыре сцены рождества: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Иисуса Христа и Рождество святого Николая.