На иконах с таким названием изображается одно из самых известных чудес, совершенных великомучеником Георгием Победоносцем.

Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии.

Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же. Списки, относящиеся к первому варианту, повествуют о царе града Лаосия Селевине, который поклонялся Аполлону, Гераклу, Скамандру и Артемиде. Господь насылает на город бедствие: в озере недалеко от града «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». Царь пытается осилить змея войсками, но напрасно; тогда он предлагает народу жертвовать в пищу змию детей, от богатых и до бедных, начиная с него царя. Когда народ изъявил согласие, царь готовит дочь на смерть; но им овладевает раскаяние, и он предлагает народу за выкуп оставить ему дочь, но народ не соглашается. Девицу выводят на съедение змею. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". По повелению Божию, он один уклонился в сторону к озеру и увидел девицу. Девица уговаривает его уехать поскорее, но он обещает ей свою помощь, если она уверует в Иисуса Христа. Из ответа девицы видно, что отец ее преследовал христиан. Георгий взывает к небу о помощи, и с неба слышится ободряющий его глас. Змей выходит из озера на берег и прыщет ядом на Георгия; святой заклинает его именем Божиим, и змей начинает лизать его ноги. По повелению Георгия, царевна на своем поясе ведет змея в город. Горожане разбегаются в ужасе. Георгий предлагает им уверовать в Бога, обещая убить змия; в противном случае грозит пустить его на город. Когда Георгий убивает змия, царь обращается к Богу с благодарственною молитвою. Призванный Георгием епископ Александр крестит в 15 дней сорок тысяч человек. Из земли истекает водный источник, исцеляющий всякие недуги. Георгий уезжает, провождаемый людьми града с великим плачем. Царь строит в его имя церковь, и царевна, нареченная Марией, посвящает себя Богу.

В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию кроме святого Георгия включаются град Лаосия, царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, царь Селевин. Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

Литература:

1. Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве.// Русская средневековая живопись: статьи и исследования. — М., 1970.

2. Виноградов А. Ю., О. Н. А., Турилов А. А., О. В. Л., Жарикова Т. А. и др. Георгий. // Православная энциклопедия. Том X. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 665–692.

3. Корина О. А. Чудо Георгия о змие. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №21. — М., 1995.

4. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.

На иконах с таким названием изображается одно из самых известных чудес, совершенных великомучеником Георгием Победоносцем.

Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии.

Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же. Списки, относящиеся к первому варианту, повествуют о царе града Лаосия Селевине, который поклонялся Аполлону, Гераклу, Скамандру и Артемиде. Господь насылает на город бедствие: в озере недалеко от града «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». Царь пытается осилить змея войсками, но напрасно; тогда он предлагает народу жертвовать в пищу змию детей, от богатых и до бедных, начиная с него царя. Когда народ изъявил согласие, царь готовит дочь на смерть; но им овладевает раскаяние, и он предлагает народу за выкуп оставить ему дочь, но народ не соглашается. Девицу выводят на съедение змею. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". По повелению Божию, он один уклонился в сторону к озеру и увидел девицу. Девица уговаривает его уехать поскорее, но он обещает ей свою помощь, если она уверует в Иисуса Христа. Из ответа девицы видно, что отец ее преследовал христиан. Георгий взывает к небу о помощи, и с неба слышится ободряющий его глас. Змей выходит из озера на берег и прыщет ядом на Георгия; святой заклинает его именем Божиим, и змей начинает лизать его ноги. По повелению Георгия, царевна на своем поясе ведет змея в город. Горожане разбегаются в ужасе. Георгий предлагает им уверовать в Бога, обещая убить змия; в противном случае грозит пустить его на город. Когда Георгий убивает змия, царь обращается к Богу с благодарственною молитвою. Призванный Георгием епископ Александр крестит в 15 дней сорок тысяч человек. Из земли истекает водный источник, исцеляющий всякие недуги. Георгий уезжает, провождаемый людьми града с великим плачем. Царь строит в его имя церковь, и царевна, нареченная Марией, посвящает себя Богу.

В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию кроме святого Георгия включаются град Лаосия, царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, царь Селевин. Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

Литература:

1. Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве.// Русская средневековая живопись: статьи и исследования. — М., 1970.

2. Виноградов А. Ю., О. Н. А., Турилов А. А., О. В. Л., Жарикова Т. А. и др. Георгий. // Православная энциклопедия. Том X. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 665–692.

3. Корина О. А. Чудо Георгия о змие. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №21. — М., 1995.

4. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.

Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие
Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.  

Георгий  Победоносец с избранными святыми и праздниками Георгий Победоносец с избранными святыми и праздниками
Ротная полковая икона Лейб Гвардии Егерского полка в металлическом, трех створчатом футляре-кузове. Живописные вставки средника и боковых створ выполнены в иконописной манере близкой к академическому письму. В среднике традиционное изображение Георгия , поражающего змия копьём. Левая и правая створы: в 3-х регистрах изображения избранных святых и праздников.

Георгий Победоносец, cо вставкой "Николай Чудотворец" поясной Георгий Победоносец, cо вставкой "Николай Чудотворец" поясной
На иконе представлен наиболее развитый иконографический извод чуда с градом и царевной Елизаветой. На полях в рост избранные святые святой апостол Трофим, справа святая преподобная Лукерия (?). Цвета одежд алые, белые, сине-зелёные. Фон светлая охра. По центру в верхнем поле врезана металлическая иконка с изображением Николая Чудотворца поясного.

Избранные святые: Пантелеймон Целитель, святая Александра, архангел Михаил, Георгий  Победоносец Избранные святые: Пантелеймон Целитель, святая Александра, архангел Михаил, Георгий Победоносец
Икона четырехчастная, живопись миниатюрна, сюжеты традиционные. Верхний регистр: великомученик Пантелеймон, великомученица Александра; нижний регистр: архангел Михаил, Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змия. В верхней части Спас Нерукотворный.

Икона многочастная. В скорбях и печалях утешение Икона многочастная. В скорбях и печалях утешение
Икона многочастная. Верхний ряд - три клейма с круглым и полукруглыми завершениями. Пресвятая Богородица имен. "В скорбях и печалях утешение"  с предстоящими Иоаном Богословом и Иоаном Крестителем.

Икона четырехчастная с изображением Распятия в центре Икона четырехчастная с изображением Распятия в центре
В центре помещен Крест с распятым Христом. В верхнем левом углу – Богоматерь с Младенцем, в правом – благословляющий  Николай Чудотворец с Евангелием в руке; в нижнем левом углу – Чудо Георгия о змие, в правом углу – Архангел Михаил - Грозных сил воевода.

Святой  Георгий Победоносец. Святой Власий Святой Георгий Победоносец. Святой Власий
На иконе представлен св.  Георгий Победоносец, въезжающий в город. Георгий изображен слева на белой лошади. У него за плечами развивается красный плащ. В центре иконы чуть правее расположен замок. В арочном проеме видна   фигура принцессы. У правого края иконы изображен  святитель.

Святой великомученик Георгий Победоносец Святой великомученик Георгий Победоносец
На пейзажном фоне изображен святой Георгий на коне, поражающим змея копьём. Слева помещена фигура царевны Елисавы.

Святой Георгий Победоносец Святой Георгий Победоносец
Святой изображён на коне, поражающим змея копьём.

Святой Георгий, побеждающий дракона Святой Георгий, побеждающий дракона

Святой Николай, с избранными святыми Святой Николай, с избранными святыми
В среднике – оплечное изображение святого Николая на красном фоне. Он представлен фронтально, в святительском облачении, от которого частично видны темно-охристая фелонь с украшенной жемчугом каймой у ворота и омофора. На полях изображены Деисус и поясные фигуры избранных святых.

Сошествие во ад. Богоматерь «Живоносный Источник». Чудо Георгия о змии. Единородный Сыне Сошествие во ад. Богоматерь «Живоносный Источник». Чудо Георгия о змии. Единородный Сыне
Четырехчастная икона. В верхнем левом углу представлено Сошествие Христа во ад с шествием праведников в рай, выше расположена сцена беседы благоразумного разбойника  с Илией и Енохом в раю. В верхнем правом углу – Богоматерь «Живоносный источник». Богородица с Младенцем Христом изображена в фиале в виде потира, по сторонам от них – фигуры ангелов на облаках. Вокруг бассейна в форме квадрифолия страждущие, пьющие воду из источника. В нижнем левом углу – Чудо Георгия о змии, включающее изображение Георгия на коне, поражающего змия, которого на привязи держит царевна Елисава, а также царя и придворных за стенами города. В нижнем правом углу – Единородный сыне. В центре изображены: Господь Саваоф в славе с духом святым в виде голубя на лоне; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах, в славе, поддерживаемой двумя ангелами. По сторонам от Господа Саваофа – небесные светила, в верхних углах иконы на фоне построек фигуры Богоматери и ангела.
В центре, между двух горок, расположена композиция "Не рыдай Мене Мати". В нижнем левом углу - фигура Христа на Кресте, который поставлен над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны.  Правее разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Выше изображен Огненный херувим с мечом.

Чудо Георгия о змее Чудо Георгия о змее
В центре иконы изображен святой Георгий на белом коне. В руках святого копье, которым поражает змея. Змей темного цвета с красного головой.

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
Святой Георгий с копьем в руке изображен сидящим на белом коне.

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
На фоне изображен святой Георгий на коне, поражающим змея копьём. Слева помещена фигура царевны Елисавы. В правом верхнем углу в облаках – Иисус Христос.

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
В центре иконы изображен святой Георгий на коне, поражающий змия копьем.

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
В центре иконы изображен святой Георгий на коне, поражающий копьем змия, выходящего из озера.

Чудо Георгия о Змие Чудо Георгия о Змие
Георгий, представленный в резком повороте назад, поражает змия, помещенного в левом нижнем углу композиции. В верхнем правом углу – благословляющая десница Христа в сегменте неба. Слева расположены поясные изображения избранных святителя Власия и мучеников Флора и Лавра. Редкой особенностью является изображение змия в виде дракона с четырьмя лапами, мощными крыльями и крупным туловищем.

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
В центре иконы изображен святой Георгий на коне, поражающий змия, копьем, направляемым ангелом. В композицию включено также изображение царевны Елисавы. В верхней части иконы в медальоне – Христос Вседержитель.

Чудо Георгия о Змие Чудо Георгия о Змие
Святой и Великомученик Георгий - один из наиболее чтимых христианских святых, покровитель всей русской земли, воинов и крестьян. По приказу императора Диоклетиана был обезглавлен в 303 году за христианскую веру. Одним из самых распространенных и чтимых на Русисюжетов, связанных с именем святого, является предание об убиении змея и освобождении царевны Елисавы. Особенностью представленной иконы является форма овала, а также детальная пространственная и колористическая  проработка сюжета.  



Иконы 1 - 20 из 28
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все