Мученики Гурий, Самон и Авив (III – начало IV века) – наиболее известные Сирийские святые. Литературная традиция и церковное почитание объединили мучеников, пострадавших в разное время. Время их кончины датируется в разных агиографических источниках с 293 по 322 годы. Гурий и Самон пострадали в Эдессе во время гонений императора Диоклетиана (284 – 305).

Много лет спустя в Эдессе жил диакон по имени Авив. Во время гонений императора Лициния (320 – 324) на него поступил донос с обвинением в распространении христианства, и по приказу императора Авив был арестован. Согласно Житию, Авив сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Правитель города Лисаний пытался склонить его к принесению жертвы языческим богам, но, не добившись успеха, приговорил к сожжению. После казни христиане, в числе которых были мать и родственники Авива, нашли его тело неповрежденным и похоронили в одной гробнице с пострадавшими ранее Гурием и Самоном. Мученичество этих святых пришлось на один день с разницей в несколько лет, их также называют исповедниками или в Минологии Василия II – священниками.

Известность получил рассказ о чуде Гурия, Самона и Авива, которое произошло предположительно в 395 году: по молитвам святым свершилось чудесное перенесение Евфимии в Эдессу из страны готов. Евфимия вышла замуж за чужестранца, но оказалось, что муж был женат на родине. После трагических событий и испытаний на чужбине, она горячо молилась мученикам, которые явились в виде всадников и перенесли ее в свою церковь в Эдессу. Там ее нашел священник и, узнав ее чудесную историю, передал в руки матери.

Образы Гурия, Самона и Авива распространены в восточнохристианском искусстве в монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Как правило, святые изображаются вместе. Авив, как правило, представлен юным, безбородым, иногда с гуменцом на голове. На иконах Авив, в соответствии с чином диакона, облачен в стихарь, с кадилом в руке или с крестом и кадилом. В византийском и поствизантийском искусстве образы святых наиболее часто встречаются в настенной живописи. На византийском иконах они в основном изображались в составе избранных святых.

Особое почитание Гурия, Самона и Авива на Руси возникло в Великом Новгороде в начале XV века. 21 декабря 1410 года в Софийском соборе произошло «знамение» «о судех церковных» от иконы мучеников, суть этого «знамения» до конца не ясна. В память о событии архиепископ Новгородский Иоанн в 1411 году построил на владычном дворе каменную церковь Гурия, Самона и Авива с отдельным входом, примыкающую к юго-западному углу собора. Приделы во имя Гурия, Самона и Авива существовали в церкви Иоанна Воина в Москве, где сохранилось две иконы этих святых XVII века, и в церкви пророка Илии в Ярославле с уникальными росписями житийного цикла последней четверти XVII века. По воле заказчиков святых Гурия, Самона и Авива часто изображали на вкладных и домашних иконах, включали в состав избранных святых, как например, на иконе «Святые Гурий, Самон и Авив» первой половины – середины XVI века из собрания музея имени Андрея Рублева. В русском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII века предлагается следующее описание облика: «Авив образом аки Георгий мученик, подобием аки Стефан первомученик, правую руку отпусти на сторону, от себя держит кадило в ней, а в левой фимианица».

Память святых Гурия Самона и Авива отмечается Церковью 28 ноября (15 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Мещерская Е.Н., Лукашевич А.А., Э.П.И., Герасименко Н.В. Гурий, Самон(а) и Авив // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2007. С. 485–488.
  2. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.
  3. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998.
  4. Конкордин А. Описание новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1901.
  5. Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX в. М., 2004.
  6. Уральская икона. Екатеринбург, 1998.
  7. Byzantium: Faith and Power (1261–1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004.

Мученики Гурий, Самон и Авив (III – начало IV века) – наиболее известные Сирийские святые. Литературная традиция и церковное почитание объединили мучеников, пострадавших в разное время. Время их кончины датируется в разных агиографических источниках с 293 по 322 годы. Гурий и Самон пострадали в Эдессе во время гонений императора Диоклетиана (284 – 305).

Много лет спустя в Эдессе жил диакон по имени Авив. Во время гонений императора Лициния (320 – 324) на него поступил донос с обвинением в распространении христианства, и по приказу императора Авив был арестован. Согласно Житию, Авив сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Правитель города Лисаний пытался склонить его к принесению жертвы языческим богам, но, не добившись успеха, приговорил к сожжению. После казни христиане, в числе которых были мать и родственники Авива, нашли его тело неповрежденным и похоронили в одной гробнице с пострадавшими ранее Гурием и Самоном. Мученичество этих святых пришлось на один день с разницей в несколько лет, их также называют исповедниками или в Минологии Василия II – священниками.

Известность получил рассказ о чуде Гурия, Самона и Авива, которое произошло предположительно в 395 году: по молитвам святым свершилось чудесное перенесение Евфимии в Эдессу из страны готов. Евфимия вышла замуж за чужестранца, но оказалось, что муж был женат на родине. После трагических событий и испытаний на чужбине, она горячо молилась мученикам, которые явились в виде всадников и перенесли ее в свою церковь в Эдессу. Там ее нашел священник и, узнав ее чудесную историю, передал в руки матери.

Образы Гурия, Самона и Авива распространены в восточнохристианском искусстве в монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Как правило, святые изображаются вместе. Авив, как правило, представлен юным, безбородым, иногда с гуменцом на голове. На иконах Авив, в соответствии с чином диакона, облачен в стихарь, с кадилом в руке или с крестом и кадилом. В византийском и поствизантийском искусстве образы святых наиболее часто встречаются в настенной живописи. На византийском иконах они в основном изображались в составе избранных святых.

Особое почитание Гурия, Самона и Авива на Руси возникло в Великом Новгороде в начале XV века. 21 декабря 1410 года в Софийском соборе произошло «знамение» «о судех церковных» от иконы мучеников, суть этого «знамения» до конца не ясна. В память о событии архиепископ Новгородский Иоанн в 1411 году построил на владычном дворе каменную церковь Гурия, Самона и Авива с отдельным входом, примыкающую к юго-западному углу собора. Приделы во имя Гурия, Самона и Авива существовали в церкви Иоанна Воина в Москве, где сохранилось две иконы этих святых XVII века, и в церкви пророка Илии в Ярославле с уникальными росписями житийного цикла последней четверти XVII века. По воле заказчиков святых Гурия, Самона и Авива часто изображали на вкладных и домашних иконах, включали в состав избранных святых, как например, на иконе «Святые Гурий, Самон и Авив» первой половины – середины XVI века из собрания музея имени Андрея Рублева. В русском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII века предлагается следующее описание облика: «Авив образом аки Георгий мученик, подобием аки Стефан первомученик, правую руку отпусти на сторону, от себя держит кадило в ней, а в левой фимианица».

Память святых Гурия Самона и Авива отмечается Церковью 28 ноября (15 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Мещерская Е.Н., Лукашевич А.А., Э.П.И., Герасименко Н.В. Гурий, Самон(а) и Авив // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2007. С. 485–488.
  2. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.
  3. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998.
  4. Конкордин А. Описание новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1901.
  5. Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX в. М., 2004.
  6. Уральская икона. Екатеринбург, 1998.
  7. Byzantium: Faith and Power (1261–1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004.

Богоматерь с мечами "Умягчение злых сердец" Богоматерь с мечами "Умягчение злых сердец"
В среднике иконы представлено поясное изображение Богоматери, в сердце которой воткнуто семь мечей: по три справа и слева и один внизу. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. На полях помещены ростовые изображения четырёх святых: Гурия, Авива, Самона и Елены.

Богоматерь Утоли моя болезни Богоматерь Утоли моя болезни
Богоматерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развёрнут свиток. Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, как будто прислушиваясь к молитвам всех обращающихся к Ней в печалях и скорбях. На полях иконы представлены святые мученики  Харлампий, Гурий, Самон и Авив. Внизу иконы в медальонах помещены полуфигуры троих святых.

Гурий, Самон и Авив Гурий, Самон и Авив
Ростовое изображение святых Самона, Гурия и Авива. В верхней части – Христос Вседержитель. П

Избранные святые Самон, Гурий, Авив Избранные святые Самон, Гурий, Авив
Композиция традиционная в рост: в центре в фас Гурий, слева Самон, справа Авив, вверху по центру Нерукотворный образ. Цвета одежд зелёные, белые, сине-голубые, красные. Выполнена в традициях иконного письма, приближенного к  крестьянскому стилю. Поля орнаментированы цветочным и геометрическим орнаментом.

Святой Никола с житием Святой Никола с житием
В среднике помещено изображение святого Николая Чудотворца. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. В верхних углах средника в медальонах полуфигуры Христа и Богоматери. В 32 клеймах расположены сцены из жития святителя. На полях изображены святые: Самон, Гурий, Авив и святая Анна.  

Святые Гурий, Самон, Авив Святые Гурий, Самон, Авив
В среднике святые изображены в рост. Над ними представлено поясное изображение Иисуса Христа.

Святые мученики Самон, Власий, Гурий и Авив Святые мученики Самон, Власий, Гурий и Авив
На иконе помещены ростовые изображения святых Самона, Гурия, Авива и Власия. Гурий и Самон облачены в византийские туники и плащи, Авив – в диаконском стихаре с ларцом-ковчегом в правой руке и кадильницей в левой, Власий в святительских одеждах с закрытым Евангелием в руках. Икона соответствует подстаринному стилю палехской иконописи конца XIX- начала XX века.