Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.

Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.

Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
  2. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
  3. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  4. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
  5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.

Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.

Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
  2. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
  3. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  4. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
  5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

Воскресение. Сошествие во ад с праздниками Воскресение. Сошествие во ад с праздниками
В среднике изображён сюжет Сошествия воскресшего Христа в ад. В клеймах представлены праздники.

Деисус и избранные святые Деисус и избранные святые
Данный тип иконы (с Деисусом в верхнем регистре и прямоличными множества фигурами святых в двух нижних регистрах) достаточно редок, хотя внешне напоминает композицию икон-святцев. Возможно связь этой иконы с лицевыми подлинниками. Из этих источников художник мог почерпнуть такие довольно редкие иконографические детали, как изображение престола Спасителя без спинки и Евангелия в Его руках в зарытом виде. В колорите, с преобладанием традиционных для Новгорода темно-зеленых,  красных и охристых тонов, а также в энергичной пробелке одежд и в типе коренастых фигур просматривается влияние новгородских образцов. В то же время упрощенность рисунка, прозрачность слоев охрения в «личном» письме, скупость цветовой гаммы свидетельствуют о провинциальном происхождении этой иконы.


Деисус с избранными святыми Деисус с избранными святыми
В среднике изображение Спаса Вседержителя на престоле с благословляющим жестом правой руки, в левой - раскрытое Евангелие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.

Избранные святые Избранные святые
Створки складня-кузова.

Избранные святые Избранные святые
В среднике иконы, в молении Богоматери Воплощение и Святой Троице, представлены благоверный князь Борис, священномученик Феодор Киренейсский, равноапостольная Мария Магдалина и преподобная Ксения Римляныня. Над изображением Богоматери Воплощение представлена Святая Троица в варианте, известном под названием «Отечество».  По сторонам престола Святой Троицы представлены восемь чинов ангельских: серафимы, херувимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы (девятый чин, по-видимому, внутри самой Троицы).

Избранные святые  Избранные святые
Икона-двухрядница. В верхней части иконы  изображены святые Пелагеи, Соломеи, Иустины, Крестины, Феклы, Марфы, Парпары. В нижней Козьма, Дамина, мученик Артемия, Федора Стратилата, Георгия, Михаила Черниговского, дьякона Стефана.

Избранные святые Сампсоний, Федор, Николай Чудотворец, Елизавета, Иоанн Избранные святые Сампсоний, Федор, Николай Чудотворец, Елизавета, Иоанн
Фронтальные изображения избранных святых в рост. В верхней части иконы - Облачный Спас.

Икона двухрядная. Положение во гроб. Богоматерь и избранные святые Икона двухрядная. Положение во гроб. Богоматерь и избранные святые
В верхнем ряду иконы изображена Богоматерь с Младенцем и сцена «Положение во гроб», а в нижнем изображены избранные святые в рост.

Икона многочастная. В скорбях и печалях утешение Икона многочастная. В скорбях и печалях утешение
Икона многочастная. Верхний ряд - три клейма с круглым и полукруглыми завершениями. Пресвятая Богородица имен. "В скорбях и печалях утешение"  с предстоящими Иоаном Богословом и Иоаном Крестителем.

Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые» Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые»
Икона с двумя створами, соединенными со средником полосками кожи.. В средник иконы вставлена перламутровая раковина с резными изображениями на ее внутренней стороне: в кругах –  Богоматерь Знамение (изображение окружено надписью с текстом молитвы «Достойно есть…»), Троица Ветхозаветная (вокруг изображения надпись с текстом тропаря в неделю Пятидесятницы), серафим и херувим, между кругов - в рост фигура благословляющего Христа и 12 поясных фигур апостолов. По краю раковина обрамлена серебряной позолоченной сканой оправой с чередующимися  альмандинами, бирюзой и синими стеклами в кастах. Вокруг раковины, на золотом фоне иконы, - круговая надпись с текстом стихиры «Придете людие…» и изображения: Спас Нерукотворный, преподобные Сергий и Никон, царь Константин и царица Елена, четыре евангелиста. На левой створке складня на золотом фоне изображены Воскресение-Сошествие во ад, Собор архистратига Михаила, Иоанн Предтеча-Ангел Пустыни, Благовещение и святые в рост, в два ряда – святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святые Пахомий Великий, Феодор Освященный, мученики Георгий, Федор Стратилат и Никита, святые Антоний Великий, Евфимий Великий. На правой створке на золотом фоне изображены Умовение ног, Распятие, Успение Богоматери, Покров и святые в рост, в два ряда – митрополиты Петр, Алексий, Иона и Леонтий, святые Александр Свирский и Василий Блаженный, мученики Дмитрий и Феодор Тирон, святые Зосима, Савватий и Макарий Калязинский. На наружной стороне створок на зеленом фоне изображены в рост архангелы Михаил и Гавриил.  

Иоанн Предтеча с предстоящими Иоанн Предтеча с предстоящими
Икона с неглубоким ковчегом. Пятифигурная композиция: в центре в рост, в фас Иоанн Предтеча на левой руке блюдо с усекновенной главой и свитком с текстом, над головой нимб, за спиной два крыла. Предстоящие справа священномученица Анна, священномученик Димитрий, слева: священномученица Мавра, апостол Матфей. На верхнем поле Облачный Спас.

Козьма и Дамиан Козьма и Дамиан
Икона «Козьма и Дамиан с избранными святыми». Двухфигурная композиция в рост. Козьма и Дамиан обращены друг к другу, у них в руках ковчежки.

Неопалимая купина Неопалимая купина
В центральной части иконы Богоматерь с Младенцем изображены на фоне    восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. По углам красного четырёхугольника – символы евангелистов. Неопалимая Купина окружена ангелами. Основной сюжет обрамлен изображениями святых.

Никола (оплечный) Никола (оплечный)
Оплечное изображение святителя. Слева и справа от его лика представлены полуфигуры Христа и Богоматери, а на полях изображено двое святых.

Никола Можайский, Иоанн Златоуст Никола Можайский, Иоанн Златоуст
В среднике иконы фигуры святых представлены в рост. Николай Можайский изображён держащим в левой руке храм, а в правой меч. Иоанн Златоуст держит в левой руке Евангелие, а его правая рука поднята в благословляющем жесте. На полях иконы изображено четверо святых.

Никола с избранными святыми Никола с избранными святыми
Никола изображен фронтально, по пояс, правой рукой благословляет; на левой, покрытой фелонью и омофором, - закрытое Евангелие. В верхнем поле в центре Этимасия (Престол уготованный).
По сторонам Этимасии поясные изображения целителей Косьмы и Дамиана. На боковых полях святые даны в рост, в три ряда, попарно. Вверху – князья Борис и (слева) и Глеб (справа). В правых руках они держат мученические кресты, в левых – выставленные вперед мечи в ножнах, перевитые перевязью. Посередине боковых полей изображены мученики Флор (слева) и Лавр (справа). Внизу слева – преподобная Евдокия и справа мученица Домна (?). На нижнем поле оплечные изображения святых жен: слева – Параскева (?), справа – Фотиния.

Никола Чудотворец Никола Чудотворец
В среднике иконы представлено поясное изображение святого. В левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. По сторонам от нимба святого помещены фигуры сидящих на облаках  Христа с Евангелием и Богоматери с омофором.  На полях иконы изображены святые Сергий, Савва, Екатерина и Мария.

Николай Чудотворец Николай Чудотворец
Поясное изображение святителя дополнено крупными фигурами Христа и Богоматери, вручающих святителю Евангелие и омофор. В правой руке Николая открытое Евангелие. В верхней части средника представлены две группы святых (по три фигуры в каждой группе). Можно предположить, что здесь изображены три мученика (Флор, Лавр и Власий?) и три мученицы (Параскева, Варвара, Ульяна?).

Николай Чудотворец со святыми на полях Николай Чудотворец со святыми на полях
В среднике помещено поясное изображение святителя. В левой руке он держит Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Справа и слева от его лика представлены полуфигуры Иисуса Христа и Богоматери. На полях фигуры архангела и святых.  

Николай Чудотворец, с избранными святыми Николай Чудотворец, с избранными святыми
В среднике помещено оплечное изображение святителя Николая. На полях изображение трех избранных святых.


Иконы 21 - 40 из 61
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все