Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века, когда иконный приказ был расформирован, и Иконная палата была приписана к Оружейной. Во главе ее стоял тонкий ценитель искусства боярин Хитрово. Все живописные работы возглавлял Симон Ушаков. Кроме него, среди наиболее значительных мастеров палаты можно перечислить фамилии Кондратьева, Безмина, Якова Казанца, Иосифа Владимирова, Георгия Зиновьева, Никиты Павловца, Тихона Филатьева, Федора Зубова, Кирилла Уланова.

Излюбленной темой Симона Ушакова стал образ Спаса Нерукотворного. В нем иконописец стремится как можно правдоподобнее воссоздать человеческое лицо. Натурализм является одной из главных черт манеры ушаковского письма. Вообще для иконописи Оружейной палаты было характерно обращение к европейским живописным традициям.

Образ Владимирской Богоматери, носящий название «Насаждение древа государства Российского» 1668 года, с изображениями всех наиболее значительных деятелей Древней Руси, стал выражением триумфа русской государственности. Для образов, вышедших из Оружейной палаты характерно стремление к передаче объема, построению прямой перспективы, интерес к деталям, архитектурным формам и пейзажам. В цветовой гамме преобладали оттенки красного, сохранялся золотой цвет как символ божественного пространства, но часто фоном служил зеленовато-голубой оттенок.