Ветхозаветный пророк Наум в христианской традиции относится к двенадцати малым пророкам. По преданию, Наум был родом из Галилеи, из селения Елкоша (Северная Палестина). Наум пророчествовал в период между двумя пленами: после плена колен Израилевых и до плена колен Иудиных, время его жизни определяется второй половиной царствования иудейского царя Езекии, в VII веке до Р.Х. Он умер в 45-летнем возрасте и погребен в родном селении.

Книга пророка Наума состоит из трех кратких глав. Основная тема пророчеств – о гибели и падении Ниневии – столицы могущественной Ассирийской державы, о разрушении древнего великого города за грехи беззакония, Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Книга пророка Наума представляет собой древнюю поэму, написанную красочным и выразительным языком. Одним из главных упований, выраженных пророком Наумом, является надежда на неминуемое возмездие, ожидающее тех, кто преступит Божественные законы: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум. 1: 2-3).

Пророк Наум чаще изображается седовласым старцем, в синем хитоне, коричневом, охристом или вишневом гиматии, на ногах сандалии, но в иконографии пророка встречаются и другие цветовые сочетания одежд. В руках свиток с цитатой из Книги пророка Наума (Наум. 1: 3). Более молодым пророк Наум изображен на миниатюре в Туринской части "Толкования на Книги пророков" Х века (Турин, Национальная библиотека). В иконописи пророк Наум представлен на иконах пророческого ряда иконостасов, например, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497, ГРМ).

Память пророка Наума приходится на 14 декабря (1 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лелекова О.В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973. Вып. 28. С. 131–146.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Исследования и реставрация. М., 1988. № 65.

3. Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. М., 2011.

4. Прот. Николай Погребняк. Пророки: иконография и гимнография // Московские епархиальные ведомости. 2004. № 11-12.

5. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 37.

6. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986. № 114.

7. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XVв. М., 1998. С. 202.

8. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского монастыря / Сообщения Государственного Русского музея, VIII. Л., 1964.

9. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.

10. Иконы Ярославля XIII – XVI веков. М., 2002.