Ветхозаветный пророк Малахия жил в середине V века до Р.Х. при царях Ездре и Неемии и был последним ветхозаветным пророком. Святые отцы называют его «печатью пророков», ибо после него уста пророков замкнулись. Пророк Малахия проходил из колена Завулонова. Он жил во время возвращения еврейского народа из вавилонского плена, скончался в молодых летах и был погребен со своими предками в своем селении Суфа. Пророк приводил в удивление народ своей благочестивой жизнью, за чистоту и доброту он получил имя «Малахия», что значит – Ангел Господень.

Пророк Малахия возвещал о явлении Господа и Предтечи Его в духе и силе Илии: Посылаю Ангела Моего, он приготовит путь предо Мною (Мал. 3: 1), - который обратит сердца отцов к детям (4: 6) и приготовит путь Спасителю, говоря о Нем: Се, Ангнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1: 29). Пророк Малахия заканчивает пророческие книги повествованием об Иоанне Крестителе и Мессии, говорит, что внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Егоже вы хощите (3: 10).

Пророк Малахия по традиции изображается седовласым старцем, в синем хитоне, коричневом или вишневом гиматии, на ногах сандалии, в иконографии пророка встречаются и другие цветовые сочетания одежд. Образ Малахии не имеет устойчивых примет. Седовласым старцем он представлен в миниатюре рукописи Sacra Parallela (IX век, Парижская национальная библиотека). Более молодым – на миниатюре в Туринской части "Толкования на Книги пророков" Х века (Турин, Национальная библиотека) и в мозаике Дафни, а в мозаике венецианского собора Сан Марко, например, он - с черной бородой. Надпись на свитке пророка Малахии цитирует книгу пророка Малахии (Мал. 3:1-2), - это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Таков текст на мозаике собора Сан Марко (Венеция, XII в.), а также в мозаиках Дафни (около 1100 г.), в росписи Кранлик Килисе в Гереме (XI в.), в мозаиках Монреале (Сицилия, после 1183 г.). В иконописи пророк Малахия представлен на иконах пророческого ряда иконостасов, например, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497, ГРМ), собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 год, Дионисий).

Память пророка Малахии приходится на 16 января (3 января по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лелекова О.В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973. Вып. 28. С. 131–146.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Исследования и реставрация. М., 1988. № 65.

3. Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. М., 2011.

4. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского монастыря. / Сообщения Государственного Русского музея, VIII. Л., 1964.

5. Прот. Николай Погребняк. Пророки: иконография и гимнография. // Московские епархиальные ведомости. 2004. № 11-12.

6. Лифшиц Л.И, Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. СПб., 2004.

7. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 37.

8. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986. № 114.

9. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XVв. М., 1998. С. 202.

10. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988. С. 107, № 129.