В основу сюжета положена история о чудесном спасении архангелом Михаилом преподобного Архипа в IV веке. Житель города Лаодикии в память об исцелении дочери построил храм в честь Архангела Михаила во фригийском городе Колоссы, возле целебного источника. При храме жил пономарь Архип. Язычники неоднократно пытались разрушить храм, уничтожить святой источник и погубить Архипа. Однажды они запрудили две реки, прокопали ров до самого алтаря церкви, перед которым находился огромный камень, и пустили по рву воду. Но по молитве преподобного Архипа чудесно явившийся архангел Михаил заступился за свой храм. Когда вода подошла к церкви, архангел крестным знамением обратил воды вспять, потом ударил жезлом о камень, где образовалась крупная расселина, в которую ушли воды. Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали. Место чудесного спасения получило название Хоны, что значит "расселина". Избавленный от смерти Архип неотлучно оставался при храме, где мирно скончался в старости. Он был похоронен в Хонех рядом с храмом.

Иконография Чуда в Хонех в Византии сложилась полностью к Х веку. Два потока рек образуют две арки, они вертикально низвергаются в расселину или камень, который жезлом пронзает архангел Михаил, расположенный слева. Справа храм, на фоне которого в молитвенной позе предстоит преподобный Архип. Иногда композиция дополняется язычниками роющими ров или падающими в потоки рек. Как самостоятельный сюжет Чудо в Хонех встречается в клеймах икон архангела Михаила и в книжной миниатюре. Древнерусские изображения Чуда известны с XIII века: в клейме на вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (XIII век). В иконописных подлинниках об иконографии Чуда в Хонех сказано следующее: "Воспоминание преславнаго чудесе святаго Архистратига Михаила, еже бысть в Хонех. И преподобнаго отца нашего Архиппа пономаря. Михаил стоит пред церковию, скипетром ударив в камень; церковь каменна о едином версе. Архипп пономарь подобием стар, сед, плешив, брада аки Иоанна Богослова, и власы на главе таковыж, риза преподобническая, гора у церкви празеленная, а другая вохра, и с обоих гор реки текут в место в камень, который лежит у дверей церковных, а на горе люди ломают гору, и роют лопатами, копорулями и ломами".

Наиболее ранняя икона «Чудо в Хонех» написана на оборотной стороне иконы Богоматери Грузинской (Иерусалимской) XV века из собрания Третьяковской галереи.

Воспоминание Чуда в Хонех совершается 19 сентября (6 сентября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984.

2. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1967.

4. Вздорнов Г.И. Исследование Киевской Псалтири. М., 1978.

5. Лаурина В.К. Икона "Чудо в Хонех" из деревни Камарицы // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник - 1982. Л., 1984.

6. Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М., Афины, 1999.

7. Малков Ю.Г. Икона "Чудо Архангела Михаила в Хонех" из Национального музея в Белграде // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

8. Московский кафедральный Чудов монастырь. М., 1896.

9. Прот. Николай Погребняк. Чудо в Хонех: история и святыни. Московские Епархиальные Ведомости. № 9-10. 2004. Интернет-ресурс

10. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 2002.

11. Островская Т.А. Особенности иконографии цикла деяний и чудес архангела Михаила на резной фрамуге из собрания МГОМЗ // Коломенское. Материалы и исследования. Выпуск 12. М., 2009. С. 157–180.