Пророк Илия – один из ветхозаветных пророков – жил в первой половине IX века до Р. Х. События жизни пророка Илии описаны в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17: 1–19; 18; 21: 17–28; 4 Цар. 1: 3–17; 2: 1–18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских»), носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853) и Охозии (853–852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.

Завершением земного пути пророка стало его вознесение на небо в колеснице (4 Цар. 2: 1–11). Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который они перешли, после того как Илия ударил по воде своей одеждой и заставил реку расступиться. Елисею, так же как и «сынам пророческим», было заранее известно, что Илия будет взят на небо (4 Цар. 2: 3). Он попросил Илию о том, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар («дух») его учителя, Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него одежду и наследовал его пророческий дар (4 Цар. 2: 12–15).

Самое раннее изображение пророка Илии в христианском искусстве представлено в иконографии «Вознесение пророка. Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (около 370 года). Из-за плохой сохранности композиции высказывались сомнения в данной атрибуции. Фигура пророка не сохранилась.

Многочисленные памятники со сценой «Огненное восхождение» Э. С. Смирнова предложила разделить на два варианта: фронтальный, когда лошади изображены по обе стороны колесницы, и профильный, когда колесница развернута боком и лошади изображены с одной стороны. Илия одной рукой держит вожжи, другой бросает милоть, из небесного сегмента видна благословляющая десница. Среди ранних памятников примерами первого типа являются синайская икона «Вознесение пророка Илии» и новгородская икона (вторая половина XIII века, собрание банка «Интеза», Италия), а примерами второго – икона из кипрской церкви Панагии в селе Айос-Теодорос-Агру (первая половина XIII века, Византийский музей культурного центра имени архиепископа Макария III, Никосия).

Церковь празднует память пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю).

Литература:

1. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. // Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 236–259.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI вв. — М., 1967.

4. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII века. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — С. 326–343.

5. Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

6. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб., 1997. — С. 344–355.

7. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Кат. / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

8. Попова О. С. Византийские иконы XIV – начала XV веков в собраниях России. // Проблемы византийского искусства: Мозаики, фрески, иконы. — М., 2006. — С. 548.

9. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. — М., 1995.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.

11. Шалина И. А. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи» // «И по плодам узнается древо»: Русское искусство XV – XVI веков из собрания В. Бондаренко. — М., 2003. — С. 167–170.