Святитель Модест Иерусалимский был родом из города Севастии Каппадокийской, расположенного в Малой Азии на границе с Арменией. Был настоятелем монастыря Феодосия Великого в Палестине. В 614 году персидский царь Хозрой II опустошил Сирию и Палестину. Иерусалимский патриарх Захария вместе со многими жителями и Святым Животворящим Крестом был захвачен в плен. В это смутное время святитель Модест управлял Иерусалимской Церковью в должности местоблюстителя патриаршей кафедры. Останки убиенных христиан были им погребены в обители Саввы Освященного. С помощью Александрийского патриарха Иоанна Милостивого святитель Модест восстановил в Иерусалиме Храм Гроба Господня и Вифлеемский храм Рождества Христова. В этот сложный период святитель Модест отстроил многие сожженные храмы святых мест Палестины. Через 14 лет из плена возвратился патриарх Захария. После его кончины в 632 году святитель Модест был поставлен патриархом Иерусалимским. Он умер 18 декабря 634 года в возрасте 97 лет и был похоронен на Елеонской горе в Иерусалиме.

Святитель Модест – автор древнейшего Слова на Успение Божией Матери. Житие святителя, переведенное с греческих источников, вошло в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария и святителя Димитрия Ростовского. На Руси святитель Модест особо почитался как покровитель скотоводства – в народе сохранилась память о чуде исцеления скота.

Согласно традиции святитель Модест Иерусалимский изображается старцем в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони или саккосе, омофоре) и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке, как например, на фреске XII века из церкви великомученика Пантелеимона в Нерези, Македония. Одно из древнейших изображений святого Модеста в русской иконописи – на иконе «Чудо о Флоре и Лавре. Власий и Модест» XV века из собрания Государственного Русского музея.

Память святителя отмечается Церковью 31 декабря (18 декабря по старому стилю) в день его блаженной кончины.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Жития святых на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Книга IV. Декабрь. М., 1906. 499–500.

2. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.

3. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала ХХ века. Каталог выставки. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2004.

4. И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV – XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003.

5. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М., 2007.

6. Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV – XIX веков города Череповца. М., 2009.

7. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1976.

8. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

9. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

10. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. Екатеринбург, 1998.

11. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала ХХ века. Из собрания Центрально музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000.