Преподобный Ефросин Псковский (в миру Елеазарий, конец XIV века – конец XV века) – основатель Елиазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста общежительного монастыря на реке Толбе (Толве) в 27 километрах к северу от Пскова, прославился строгой праведной жизнью и многочисленными чудотворениями.

Немногочисленные сведения о жизни преподобного Ефросина сохранились в тексте, который был составлен не позднее 1510 года. Хотя текст начинается со слов «Житие, и жизнь, и подвизи преподобнаго отца нашего Ефросина, трудолюбца пустынножителя...», его содержание посвящено спору Ефросина и псковского священника («распопа») Иова о пении аллилуия, что позволило исследовательнице В. И. Охотниковой назвать его «Повестью о сугубой аллилуии». До нашего времени также дошли монастырский устав, составленный преподобным Ефросином, и его завещание. О посмертных чудесах сообщается в Житие преподобного, составленном перед канонизацией святого в 1547 году псковским священником Василием (Варлаамом).

Согласно этим источникам, преподобный Ефросин родился около 1386 года в селе Виделебье, которое находилось в 40 км восточнее Пскова, в семье зажиточного крестьянина. При Крещении мальчик получил имя Елеазарий. Возмужав, Елеазарий оставил родителей и отправился в Снетогорский Богородицерождественский монастырь, расположенном на окраине Пскова на берегу реки Великой, где принял монашеский постриг с именем Ефросина. В это время в Пскове велись споры о том, сколько раз петь в славословии «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» слово «аллилуия» два или три раза. В присланных митрополитом Киприаном в конце XIV века богослужебных книгах предписывалось троить аллилуия, однако в монастырях продолжали петь аллилуия дважды. Для разрешения этого спора преподобный Ефросин предпринял трудное путешествие в Константинополь, по предположениям некоторых исследователей, в двадцатых годах XV века. В Константинополе святой получил благословение патриарха держаться старой традиции и петь аллилуия дважды. Однако Константинопольская Церковь считала, что возможна и та и другая практика. Поэтому в Пскове спор не утих.

По возвращению из Константинополя Ефросин, желая уединения, поселился на реке Толве (Толбе) в 30 километрах севернее Пскова. Через некоторое время рядом стали селиться другие люди, желавшие иноческих подвигов. Преподобный стал принимать монахов, опасаясь разбойников, о которых его предупредили местные жители. Он ввел общежительный устав для иноков. Одним из первых учеников Ефросина был преподобный Серапион Псковский, отличавшийся строгой подвижнической жизнью: Серапион принял Великую схиму и провел 55 лет в безмолвии. Учениками преподобного были также Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, ставшие впоследствии основателями новых монастырей.

Преподобный Ефросин удостоился явления святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По их повелению преподобный построил церковь во имя Трех святителей с приделом преподобного Онуфрия Великого, а позднее − церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Преподобный Ефросин преставился 15 мая 1481 года (по старому стилю) в возрасте девяносто пяти лет. Святой был погребен между двух храмов. Во второй половине XVI века мощи святого перезахоронили в новом каменном соборе Трех святителей. Святой был канонизирован на Соборе 1549 года.

На иконах преподобный Ефросин Псковский изображается в виде старца с седыми волосами и бородой до груди, раздвоенной на конце, в монашеских одеждах. Первый образ преподобного, помещенный в 1547 над его гробницей (утрачен в XIX веке), был написан с прижизненного рисунка святого на пергамене. Одним из ранних дошедших до нашего времени является изображение преподобного Ефросина на шитой пелене второй половины XVI века из церкви Преполовения Пятидесятницы на подворье Елиазарова монастыря в Пскове (собрание Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Встречаются как отдельные изображения преподобного Ефросина, так и вместе с его учениками, а также в числе псковских святых и чудотворцев, например, на иконе «Собор Псковских чудотворец» конца XIX века из церкви Святого Духа погоста Толбицы под Псковом. На некоторых иконах святой представлен на фоне Спасо-Елиазарова монастыря, как на иконе XVII века из собрания Государственного музея истории религии.

Память преподобного Ефросина Псковского – 28 мая (15 мая по старому стилю), в третью неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Галко В. И., Э. П. Р., Родникова И. С. Ефросин Псковский // Православная энциклопедия. Том XVII. М., 2008.

2. Охотникова В. И. Житие Евфросина // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 262–264

3. Охотникова В. И. Житие Евфросина Псковского и Повесть об аллилуйе, два произведения неизвестного автора конца XV–начала XVI в. Житие Евфросина Псковского и Повесть об аллилуйе, два произведения неизвестного автора конца ХV – начала XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2003. Т. 53. С. 491–501 // ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 600–614.

4. Охотникова В.И. Краткая редакция жития Евфросина Псковского по рукописи из собрания Овчинникова (РГБ) // ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 600–614.

5. Ефросин Псковский. Общежительное предание // Древнерусские иноческие уставы. (Сост. Т. В.Суздальцева). М., 2001. С. 38–57.

6. Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861.

7. Псковская икона XIII–XVI вв. / Сост.: И. С. Родникова. Л., 1990. Кат. 148, 152.