По преданию, апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав проповедь Спасителя, он присоединился к ученикам Христовым и был избран Иисусом в число двенадцати апостолов – самых приближенных учеников. По одному из преданий, апостол Фома был внешне похож на Христа, за это его называли Дидим, что означает «близнец».

По свидетельству Евангелия, апостол Фома не видел первого явления воскресшего Христа другим апостолам, поэтому узнав от них о воскресении Христа сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). В восьмой день после Воскресения явившийся Христос позволил Фоме прикоснуться к его ранам. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Апостола Фому называют «апостолом веры» в воспоминание сомнений и обретения им твердой и непоколебимой веры. Он проповедовал христианство в Индии, и в странах, которые лежали на его пути из Палестины в Индию: Месопотамии, Пирфии, Эфиопии. Во время Успения Богоматери ангелы на облаках перенесли апостолов из разных стран в Гефсиманию к смертному одру Божией Матери. Апостол Фома не успел прибыть в Гефсиманию вовремя, а лишь на третий день после погребения. Апостолы открыли Фоме гробницу, но тела Богоматери там не было. Так все узнали, что не только душа, но и тело Богоматери было перенесено на небо. За проповедь Христа апостол принял мученическую смерть в индийском городе Мелиапор (Малипур) на Востоке Индии в 68 году. За обращение ко Христу сына и супруги правителя Мелиапора апостола заключили в темницу, пытали и убили пятью копьями. В Индии почитаются святые места, связанные с жизнью и чудесами апостола Фомы.

На иконах апостол Фома традиционно изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком в левой руке, как например, на новгородской иконе середины XIV века из собрания Русского музея. Отдельным иконографическим сюжетом является «Уверение Фомы». В книжной миниатюре получили распространение сцены мученической кончины апостола Фомы от рук язычников, иллюстрирующие житие святого, например, миниатюры из Минология Василия II (Константинополь, 985 год) из Ватиканской библиотеки в Риме и Минология на октябрь, созданного в Византии около середины XI века, из собрания Исторического музея в Москве.

Обретение веры апостолом Фомой Церковь вспоминает в восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье – Фомина неделя (или Антипасха). Память святого отмечается 19 октября (6 октября по старому стилю) и 13 июля (30 июня по старому стилю) в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Жития святых на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Книга вторая. Октябрь. М., 2004.

2. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969.

3. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.

4. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

5. Успенские М. и В.И. Лицевой месяцеслов греческого императора Василия II. Мдсяц октюбрь. СПб., 1903.

6. Древности монастырей Афона X – XVII веков в России. Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья. Каталог выставки. М., 2004.