Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. В византийском искусстве образ Иоанна Предтечи обогащался символикой, раскрывавшей различные аспекты служения святого и его почитания. В средневизантийском искусстве получили распространение образы Иоанна Предтечи, в которых по-особому подчеркивался аскетизм святого. Он изображался без хитона, лишь в одной перекинутой через плечо власянице, которая едва прикрывала его истощенную плоть. Правой рукой Иоанн Предтеча осенял себя крестным знамением, в левой руке держал посох, увенчанный процветшим крестом. Один из наиболее ранних примеров – в композиции «Иоанн Предтеча в пустыне» в росписи церкви Благовещения на Мячине (1189) близ Новгорода, на иконах «Иоанн Предтеча в пустыне, с тремя сценами жития» (конца XII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). Возможно, распространение такой иконографии было обусловлено почитанием Иоанна Предтечи в монастырской среде как одного из родоначальников христианского аскетизма. В XIV – XV веках был создан поясной вариант данной иконографии, например, икона из монастыря Пантократор на Афоне «Иоанн Предтеча» (третья четверть XIV века). Именно такое изображение Иоанна Предтечи стало распространяться на Руси в период правления Иоанна IV Грозного. Обращение ряда икон Иоанна Предтечи 60-70-х годов XVI века к данной иконографии было связано с царскими вкладами в крупные храмы и монастыри: иконы были вложены в Благовещенский собор Московского Кремля (1560-е годы, ГММК), в Воздвиженскую церковь Толгского монастыря (около 1571, ЯХМ), в Николо-Угрешский монастырь (1560 – 1570-e годы, ГМЗК), в Успенский собор Рязани (РязХМ).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

5. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966.

6. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982.

7. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

8. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

9. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

10. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.