Муромская икона – поясной образ Богоматери с Младенцем Христом на руках. Христос полулежит на руках Богоматери, правой рукой Он касается Ее подбородка, в левой, опущенной вниз руке – развернутый свиток, на котором часто писали слова пророчества Христа о Себе: «Аз есм свет миру…». На некоторых иконах свиток изображается свёрнутым.

По Преданию, обретение чудотворного образа связано с принятием христианства на Руси. В начале XII века икону принес из Киева в Муром святой князь Константин Муромский, причисленный к лику святых. Константин долго старался убедить язычников в Муроме принять христианскую веру, они в ярости хотели убить его. Когда благоверный князь узнал о готовящемся заговоре, то усердно помолился Богу и вышел к ним с иконой Богородицы. Язычники тотчас переменили мысли и сами стали просить крещения. Сначала икона находилась в церкви при княжеской резиденции, а позднее в старом городском соборе города Мурома, от которого получила свое наименование «Муромская».

В конце XIII века епископскую кафедру в Муроме возглавлял святитель Василий Рязанский. Народ, ослеплённый клеветой на своего епископа, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить. Святитель попросил отсрочить его смерть до утра и всю ночь молился. После Литургии он пошёл в храм Благовещения, отслужил молебен перед иконой Божией Матери, принесенной из Киева князем Константином. С этой иконой он пошёл на реку Оку и, сняв с себя мантию, распростер её по воде, встал с иконою в руках на мантию, и сильный ветер понес его против течения. Вскоре святитель Василий доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Феодор и Константин. Князья с духовенством и народом вышли с крестным ходом навстречу дивному пловцу, с честью приняли пастыря и икону, которую поставили в кафедральном соборе Рязани. С этого времени епископская кафедра была перенесена из Мурома в Рязань, где и осталась чудотворная икона. После этого события икона получила название «Моление святого Василия». Через три года святитель Василий избрал для жительства новую Рязань, как место, более защищённое от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру. Туда же перенесли и Муромскую икону. Впоследствии чудотворный образ был помещён над гробницей святителя Василия в рязанском кафедральном соборе Рождества Христова. Подлинник иконы не сохранился. С Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. Один из чтимых списков сохранялся в соборе Рождества Богородицы в Муроме, после революции собор был закрыт, Муромская икона Божией Матери пропала.

Наиболее древние образы Муромской иконы Божией Матери написаны в XVI – XVII веках и отнесены произведениям московских иконописцев, что дает основания предполагать, что в Москве был чудотворный список с Муромской иконы, ныне утраченный. Муромская икона Божией Матери по композиции является вариантом иконографии «Взыграния Младенца», получившей позднее наименование Муромской иконы Божией Матери. По мнению специалистов, иконография возникла не ранее XVI века и не связана ни с Муромом, ни с Рязанью, она восходит к итало-критской иконописи. Критские мастера заимствовали из итальянской живописи нетипичную для византийского искусства позу полулежащего Младенца. В итальянских произведениях Младенец Христос одной ручкой касается лика Богоматери, другой ручкой держит Ее за одежды. На похожих по иконографии критских иконах правая рука Христа сложена в благословение, в левой – свиток.

День празднования: 25 апреля (12 апреля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.

3. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

5. Святые образы: Русские иконы XV – начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.

6. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

7. Сухова О. А. Иконы Мурома. М., 2004. № 77.