Преподобный Дмитрий Прилуцкий (первая половина XIV век – 1406(?) год) – основатель Никольского на Болоте общежительного монастыря в Переславле Залесском и Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Прилуцкого) общежительного монастыря неподалеку от Вологды, прославился строгой праведной жизнью и многочисленными чудотворениями.

Сведения о жизни Димитрия Прилуцкого сохранились в Житии святого, которое было составлено во второй половине XV века. Согласно преданию, записанному в начале XX века краеведом М. И. Смирновым, Димитрий родился в деревне Веслево, которая находится в нескольких километрах от города Переславля-Залесского. Он был родом из семьи Прокопаевых, его отец, крестьянин, занялся торговлей, нажил значительное состояние и переселился с семьей в город. В житии сообщается, что Димитрий в юные годы принял постриг в Горицком Успенском монастыре, располагавшегося на окраине Переславля-Залесского, там же он был поставлен во иереи.

Через некоторое время преподобный Димитрий оставил Горицкий монастырь и ближе к Переславлю около озера поставил церковь во имя святителя Николая Чудотворца и основал новую обитель. Под влиянием Сергия Радонежского преподобный ввел общежительный устав в монастыре. Знакомство двух святых, возможно, состоялось в 1354 году во время приезда Сергия Радонежского в Переславль-Залесский к епископу Афанасию, который управлял митрополией во время путешествия святителя Алексия в Константинополь для поставления в митрополиты. Особым уважением преподобный Димитрий пользовался у великого князя Димитрия Донского, одного из сыновей которого он крестил.

Желая уединения, преподобный Димитрий вместе со своим учеником Пахомием оставил Переславль и ушел на Север. В Авнежской округе при слиянии рек Великой и Лежи в 40 км от Вологды (современное село Воскресенское, Грязовецкого района, Вологодской области) они поставили храм Воскресения Христова. Однако жители села испугались, что их земли могут перейти монастырю, и прогнали иноков. Димитрий и Пахомий отправился в Вологду. Неподалеку от города, в излучине реки Вологды («на Прилуце»), на пожалованной местными жителями Ильей и Исидором по прозвищу Выпряг земле они основали монастырь, как предполагают исследователи, между 1378 и 1382 годом. Преподобный ввел в обители общежительный устав. В монастыре был построен деревянный собор в в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса).

Святой при жизни прославился многочисленными чудотворением: по его молитве люди получали исцеления, кроме того, преподобный обладал даром прозорливости.

Святой дожил до преклонных лет. Преподобный Димитрий предсказал время своей кончины. Житие сообщает, что после смерти святого монастырь наполнился благоуханием. Димитрий Прилуцкий был погребен в деревянном Спасском соборе монастыря. До настоящего времени его мощи находятся под спудом. Святой прославлен многочисленными посмертными чудотворениями, почитался как покровитель города Вологды.

На иконах преподобный Димитрий Прилуцкий изображается в виде старца с седыми волосами и небольшой бородой с проседью, в монашеских одеждах, со свитком в руках. Известно, что уже в первой половине XV века существовал надгробный образ святого, возможно, написанный преподобным Дионисием Глушицким, который, вероятно, видел святого при жизни. Одним из ранних изображений Димитрия Прилуцкого, дошедших до нашего времени, является образ «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития» 1503 года работы мастерской Дионисия из собрания Вологодского музея-заповедника. В XVI – XVII веке в вологодских храмах образ преподобного включали в деисусный ряд иконостаса. Например, икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий» XVII века из собрания Вологодского музея-заповедника происходит из деисусного чина церкви великомученика Георгия Победоносца в Вологде. Наряду с единоличными изображениями преподобного существуют иконы, на которых представлены Димитрий и Игнатий Прилуцкие. В некоторых случаях святые держат в руках Спасо-Прилуцкий монастырь, как на иконе «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития» первой половины XVIII века из собрания Вологодского музея-заповедника. Кроме того, преподобного Димитрия, как молитвенника за город Вологду, изображали припадающим в молении к стопам Спасителя в одном из вариантов иконографии «Спас Смоленский», а также в числе избранных святых.

Память преподобного Димитрия Прилуцкого – 24 февраля (11 февраля по старому стилю), в третью Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, 19 июля (6 июля по старому стилю) в соборе Радонежских святых, 5 июня (23 мая по старому стилю) в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Семячко С.А., Анишина А.П. Димитрий // Православная энциклопедия. Том XV. М., 2007. С. 30–39.

2. Украинская (Беловолова) Т. Н. Ранняя редакция Жития прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца // ТОДРЛ. 1992. Т. 45. C. 249–253.

3. Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого – памятник вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования Л., 1990. С. 7–53.

4. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007.

5. Дионисий «живописец пресловущий»: Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI вв. из собраний музеев и библиотек России. М., 2002. С. 152–154, 169–173, 215–216, 219–221. Кат. 35, 41, 55, 57.

6. Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе. М., 2006. С. 201–202, 203–205.

7. Подлинник иконописный. Издание С. Т. Большакова, под редакцией А. И. Успенского. М., 1903. С. 72, 104.