The Kazan icon of the Mother of God is one of the most venerated icons in Russia. The miraculous icon was uncovered in Kazan in the debris of the burnt house of Danila Onuchin by his ten years-old daughter on July 8, 1579 and was named after the place of discovery. The icon got famous for its many miracles. The first copy of the icon was made for the Russian Tsar Ivan the Terrible and his sons Ivan and Theodore. Ivan the Terrible ordered that a convent be built on the place of discovery of the icon. Metropolitan (later patriarch) of Kazan Hermogen, who witnessed the discovery of the icon, wrote The Tale of the Discovery and Miracles of the Icon which survived to this day as the original author’s manuscript dating to 1594 (now located at the State Historical Museum, Moscow) and numerous copies. The icon was especially venerated by the Romanov dynasty. The first and second Volunteer Armies of Kuzma Minin and Dmitry Pozharsky had a copy of the icon. To commemorate the miraculous help in defeating the Polish-Lithuanian invasion, the Tsar Mikhail Feodorovich Romanov ordered that the Kazan icon be commemorated twice a year, on July 8 and October 22, the day of liberation of Moscow. A national veneration of the icon was established in 1649. The miraculous icon was stolen from the Kazan Monastery in 1904.
The Kazan Icon of the Mother of God belongs to the iconographic type of Hodegetria with the standing Child Chirst. There are many wonderworking copies of the uncovered icon named after the places of their veneration.
The icon is venerated on July 21 (July 8, O.S.) and November 4 (October 22, O.S.).
Zhanna G. Belik,
Ph.D. in Art history, senior research fellow at the Andrei Rublyov Museum, custodian of the tempera painting collection.
Olga E. Savchenko,
research fellow at the Andrei Rublyov Museum.
Bibliography:
1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М., 2000. С. 265–272.
2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира. Вып. 4. 2000. С. 181–189.
3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165.
4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. – М., 1884.
8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. Первый список с явленной иконы был сделан для царя Иоанна Грозного и его сыновей Иоанна и Феодора. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. «Самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы», дошедшей до нас в авторской рукописи 1594 года (ГИМ) и многочисленный позднейших списках. Икона особо почиталась династией Романовых. Список Казанской иконы находился в первом и затем во втором ополчении К.Минина и Д.Пожарского. В память чудесной помощи в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование Казанской иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.
Казанская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, правая рука Христа сложена в жесте благословения, левая рука опущена и скрыта под гиматием.
Существуют множество чудотворных списков с явленной иконы, известные под собственными именами по месту прославления.
Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М., 2000. С. 265–272.
2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира. Вып. 4. 2000. С. 181–189.
3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165.
4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. – М., 1884.
8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
Богоматерь Казанская
Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу.
Богоматерь Казанская
Композиция традиционная: Богоматерь изображена погрудно, голова склонена направо; Младенец изображён справа, прямолично, победренно, правая рука поднята в благословляющем жесте.
Богоматерь Казанская
Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу. Мафорий темно – вишневый. Фигура Младенца дана прямостоящей, изображение поколенное.
Богоматерь Казанская
На иконе изображена Богоматерь с Младенцем. Изображение Богоматери оплечное, Христа - поколенное.
Богоматерь Казанская
Композиция традиционная: Богоматерь изображена погрудно, голова склонена направо; Младенец изображён справа, прямолично, победренно, правая рука поднята в благословляющем жесте.
Богоматерь Казанская
Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте. Икона в окладе.
Богоматерь Казанская
Оплечное изображение Богоматери, держащей Христа.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях помещены изображения четверых святых.
Богоматерь Казанская
В среднике иконы представлено погрудное изображение Богородицы, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. На полях изображено двое святых.
Богоматерь Казанская
Погрудное изображение Богоматери, держащей Младенца, правая рука Которого поднята в жесте благословения. На полях иконы изображён Ангел-Хранитель и святые Иоанн Златоуст, Василий Великий и Агриппина.
Богоматерь Казанская
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Их головы увенчаны коронами.
Богоматерь Казанская
Живопись иконы из Троицкого монастыря скрыта серебряным басменным окладом с венцом и цатой, шитой ризой и убрусом. Из-под оклада видны только лики Богоматери и Христа, написанные коричневатыми охрениями с широкими белильными высветлениями и киноварными описями на губах. Подкладка мафория и волосы Младенца написаны золотом. Серебряный басменный оклад из пластин с орнаментом из спирально вьющихся стеблей, а также венец с бирюзовыми вставками, очевидно, создавались одновременно с иконой. Серебряная цата с фестончатым нижним краем, орнаментированная тремя розетками, изготовлена в 1748 году. Над убрусом Богоматери, шитым по красной камке, вероятно, в XVIII веке трудились инокини Троицкого монастыря; их преемницы в следующем столетии дополнили убранство иконы вышитой ризой из голубой тафты.
Название (eng): Our Lady of Kazan
Название (eng): Our Lady of Kazan
Богоматерь Казанская
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Оплечное изображение Богоматери, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. Богоматерь Казанская – одна из самых почитаемых на Руси икон, чудотворный образ был обретен в 1579 году в городе Казани. Особо почиталась династией Романовых.
Богоматерь Казанская
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Оплечное изображение Богоматери, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. Богоматерь Казанская – одна из самых почитаемых на Руси икон, чудотворный образ был обретен в 1579 году в городе Казани. Особо почиталась династией Романовых.
Богоматерь Казанская
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. Богоматерь Казанская – одна из самых почитаемых на Руси икон.
Богоматерь Казанская cо cвятителями Гурием и Варсонофием
Икона в окладе. В среднике изображена Богоматерь с Младенцем. На полях помещены изображения святителей Гурия и Варсонофия.
Богоматерь Казанская со святыми на полях
Погрудное изображение Богоматери, склонившей голову к Младенцу Христу, Который держит правую руку в благословляющем жесте. Голова Богоматери увенчана короной. На полях изображены фигуры святых в рост и ангел-хранитель.
Богоматерь Казанская, в окладе и киоте
Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу.
Богоматерь Казанская, Всевидящее око, Богоматерь Умягчение злых сердец, Богоматерь от бед страждущих
Икона писана по твореному серебру. Имеется ковчег. В верхних двух клеймах: слева Богоматерь Казанская, справа Всевидящее око. Изображение традиционное. В нижних двух клеймах: слева Умягчение злых сердец, справа Избавление от бед страждущих.
Богоматерь Казанская, с чудесами
В среднике иконы представлено традиционное изображение Богоматери Казанской в раме с орнаментом из трав. Надписи в среднике исполнены вязью с украшениями – «плетенкой» и заключены в рамки разной формы. Изображение написано на серебряном фоне и заключено в декоративную раму.
Воскресение Христа с избранными святыми и Чудом Георгия о змие
Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.
Воскресение. Богоматерь Казанская. Избранные святые
Икона разделена на три сегмента. В верхнем её ряду изображены Воскресение и Богоматерь Казанская, а в нижнем представлены избранные святые.
Казанская Богоматерь
Оплечное изображение Богоматери с Младенцем.
Казанская Богоматерь. Параскева Пятница
Икона выносная, двухсторонняя. Лицевая сторона - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом. Поясное изображение святой Параскевы с развернутым свитком в руках.
Рама для иконы. Богоматерь Казанская
Рама для иконы Богоматерь Казанская.
Складень кузов с нагрудной иконой Богоматери Одигитрии, восемью образами Богоматери и праздниками
Складень принадлежит к типу складней-кузовов с килевидным завершением. По традиции, в верхней части створок помещено изображение благовещения, а ниже представлены праздники: Рождество Богоматери, Введение во храм, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Преображение (слева), распятие, Снятие с креста, Воскресение – Сошествие во ад, Жены Мироносицы у гроба Господня, Уверение Фомы, Вознесение, Святая Троицы, Успение Богородицы (справа). В навершии средней части находится редкая композиция «Се Ангнец», символически изображающая искупительную жертву Спасителя за грехи мира. Здесь показан Младенец Христос, лежащий на дискосе и осененный рипидами, которые держат в руках предстоящие ангелы.
В кузов вставлена икона, в которую вделана костяная нагрудная иконка XVI века в сканной оправе с изображением Богоматери Одигитрии. Рядом с ней представлены ангелы, а вокруг помещены восемь изображений Богоматери в разных иконографических типах. Центральная икона повторяет гравюру с восемью богородичными изображениями – один из листов, созданных московским гравером Григорием Тепчегорским, работавшим в 1702-1718 годах, и включавшихся в различные сборники первой трети XVIII столетия. Тепчегорский не только использовал изображения известных икон, но и сам сочинил ряд образов, например, Терванского, который на русской почве стал связываться с Теребинской пустынью в Тверской области и получил название Теребинского.
Четырехчастная, со святыми на полях
В среднике помещены четыре изображения Богоматери: Неопалимая купина, Всех скорбящих радость, Казанская и Феодоровская. На полях – фигуры ангела хранителя, царицы Елены и преподобного Иоанна.
Иконы 1 - 29 из 29
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец