The icons named so represent one of the most famous miracles accomplished by great martyr George the Victorious.

There are various versions of the miracle with the dragon. They are all probably related to the old oral tradition of Asia Minor.

Old Russian literature historians think that “Miracle …” was already known in Russia in the 11th century. In Russian tales there are two versions of the miracle with the dragon. According to the first one the miracle took place before the torture of the martyr and the second one tells us that it was accomplished after his death so the miracle with the dragon is complemented with the miracle of the saint’s life. The version of “the miracle after the death” is much shorter but the described events have the same point. First version tells us about the emperor of the city of Lasia Selinus who worshiped Apollo, Heracles, Scamandrus and Artemis. The Lord sends adversity to the city: in the lake near the city «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». The emperor tries in vain to conquer the dragon with his army; then he suggests that his people sacrifice to the dragon their children, both rich and poor, including himself as well. When the people gave their consent the emperor prepares his daughter to death; but then he repents of this and offers to bail her out to save her life but the people refuse. So the maiden was thrown to the dragon. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". By God’s decree he was the only one who turned to the lake and saw the maiden. The maiden talked him into hurrying away but he promised her his help if she accepted Jesus Christ. The answer of the maiden made George understand that her father persecuted the Christians. George summons the heavens’ help and hears the heavenly voice that encourages him. The dragon appears from the lake and spreads the poison towards George; the saint adjures him by the name of God and the dragon starts licking his feet. By George’s decree the princess takes the dragon to the city tied to her belt. The citizens disperse in horror. George suggests that they accept God promising to kill the dragon otherwise he will set it free. When George kills the dragon the emperor appeals to God with a grateful prayer. The bishop Alexander summoned up by George baptizes forty thousand people in 15 days. The spring healing all infirmities starts flowing out of the ground. George leaves the city flanked by the people shedding tears. The emperor builds a church in George’s honor and czarevna baptized as Maria commits herself to God.  

На иконах с таким названием изображается одно из самых известных чудес, совершенных великомучеником Георгием Победоносцем.

Существуют различные редакции Чуда о змие. Все они восходят, вероятно, к старой устной традиции, которая бытовала на почве Малой Азии.

Историки древнерусской литературы считают, что «Чудо Георгия, како избави дщерь цареву от змия» было известно на Руси уже с XI века. В русских списках чудо о змии излагается в двух вариантах. В первом из них – события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, во втором – после смерти мученика, и к чуду о змии добавляется чудо о житии. Редакция чуда «по смерти» много короче, но смысл описываемых событий остается тот же. Списки, относящиеся к первому варианту, повествуют о царе града Лаосия Селевине, который поклонялся Аполлону, Гераклу, Скамандру и Артемиде. Господь насылает на город бедствие: в озере недалеко от града «возгнедися» змей «сии речь дьявол кровопивец». Царь пытается осилить змея войсками, но напрасно; тогда он предлагает народу жертвовать в пищу змию детей, от богатых и до бедных, начиная с него царя. Когда народ изъявил согласие, царь готовит дочь на смерть; но им овладевает раскаяние, и он предлагает народу за выкуп оставить ему дочь, но народ не соглашается. Девицу выводят на съедение змею. „В то время случися греческому войску от перския брани возвратитися с победою, в них же бе храбрый воин, именем Георгий". По повелению Божию, он один уклонился в сторону к озеру и увидел девицу. Девица уговаривает его уехать поскорее, но он обещает ей свою помощь, если она уверует в Иисуса Христа. Из ответа девицы видно, что отец ее преследовал христиан. Георгий взывает к небу о помощи, и с неба слышится ободряющий его глас. Змей выходит из озера на берег и прыщет ядом на Георгия; святой заклинает его именем Божиим, и змей начинает лизать его ноги. По повелению Георгия, царевна на своем поясе ведет змея в город. Горожане разбегаются в ужасе. Георгий предлагает им уверовать в Бога, обещая убить змия; в противном случае грозит пустить его на город. Когда Георгий убивает змия, царь обращается к Богу с благодарственною молитвою. Призванный Георгием епископ Александр крестит в 15 дней сорок тысяч человек. Из земли истекает водный источник, исцеляющий всякие недуги. Георгий уезжает, провождаемый людьми града с великим плачем. Царь строит в его имя церковь, и царевна, нареченная Марией, посвящает себя Богу.

В изображениях Георгия-змееборца различают развитый и краткий изводы. В кратком изводе изображается Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. В развитом варианте в композицию кроме святого Георгия включаются град Лаосия, царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, к граду, царь Селевин. Изображение святого на коне восходит к позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императоров. Древнейшие изображения «Чуда о змие» встречаются в росписях пещерных храмов Каппадокии. В древнерусском искусстве такие изображения встречаются в росписях храмов с XII века. Самые ранние иконы с Георгием-змееборцем относятся к XIV веку. Например, новгородская икона «Чудо Георгия о змие» середины XIV века из Третьяковской Галереи.

Литература:

1. Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве.// Русская средневековая живопись: статьи и исследования. — М., 1970.

2. Виноградов А. Ю., О. Н. А., Турилов А. А., О. В. Л., Жарикова Т. А. и др. Георгий. // Православная энциклопедия. Том X. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 665–692.

3. Корина О. А. Чудо Георгия о змие. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №21. — М., 1995.

4. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.

Чудо Георгия о Змие Чудо Георгия о Змие
Святой и Великомученик Георгий - один из наиболее чтимых христианских святых, покровитель всей русской земли, воинов и крестьян. По приказу императора Диоклетиана был обезглавлен в 303 году за христианскую веру. В житии святого Георгия повествуется о его победе над страшным змием, требующим человеческих жертв, и о спасении им от смерти царевны Елисавы. На иконе святой изображен на вздыбленном коне с развевающимся за плечами алым плащом
торжествующим и побеждающим крылатого змея. Особенностью иконы являются поясные изображения избранных святых: Богоматери Одигитрии, Святителя  Николая, мучеников Козьмы и Дамиана, великомученицы Параскевы Пятницы и преподобного Зосимы.

Название (eng):  George and the Dragon, St.

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
Икона изображает Георгия Победоносца на коне, поражающего змея копьём.

Название (eng):  Miracle of the St. George and the Dragon

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
Святой Георгий Победоносец изображён на коне, поражающим змея копьём.

Название (eng):  Miracle of the St. George and the Dragon

Чудо Георгия о змие Чудо Георгия о змие
Святой Георгий Победоносец изображён на коне, поражающий змея копьём.

Название (eng):  Miracle of St. George and the Dragon

Чудо Георгия о змие с житием Чудо Георгия о змие с житием
В среднике изображён святой Георгий Победоносец на коне, поражающий змея копьём.

Название (eng):  Miracle of St. George and the Dragon

Чудо Георгия о змие, со Спасом в круге Чудо Георгия о змие, со Спасом в круге
Святой Георгий с копьем в руке изображен сидящим на белом коне. В верхнем левом углу оплечное изображение Христа Эммануила. Справа на фоне палат – царевна Елисава.

Чудо Георгия о змии Чудо Георгия о змии
Святой Георгий, сидящий на белом коне, поражает змия, которого держит на привязи царевна Елисава. За ней стоит ее отец и придворные. В окнах архитектурного фона показаны жители города. Ангелы коронуют святого мученическим венком. В верхнем левом углу изображен благословляющий Иисус Христос.

Название (eng):  Miracle of St. George and the dragon

Чудо св. Георгия о змие Чудо св. Георгия о змие
Георгий Победоносец изображен  на коне, поражающий копьем змия.

Название (eng):  George and the Dragon


Иконы 21 - 28 из 28
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все