Пророк и третий величайший царь Израиля, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965928 годы до н. э. в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (бывшей за Урией – Мф. 1:6), его соправитель в 967965 годы до н. э. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма. Имя Соломон означает «мирный»; другое имя Соломона, нареченное Богом через Нафана – Иедидия, т.е. «возлюбленный Богом» (2 Цар. 12: 25).

В традиционной иконографии царь Соломон – молодой и безбородый; на нем царские одежды (как правило, красная или разных оттенков коричневая мантия, скрепленная фибулой у правого плеча, и синяя туника или далматик с золотыми каймами, красные сапожки), а на голове венец. Цвета одежды Соломона не меняются: красная (разных оттенков) верхняя и синяя (или темно-зеленая разных оттенков) нижняя, различаются формы короны и тип обуви. Традиционный атрибут Соломона – Иерусалимский храм. В руке Давид держит раскрытый (реже свернутый) свиток. В мозаиках алтаря кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае (560 – 565 годы) сохранилось раннее изображение Соломона, где он представлен оплечно в круглом медальоне. В русской иконописи известны ростовые и полуфигурные изображения, в частности, иконы «Царь Соломон и Исайя» (Троице-Сергиева лавра, 1425 – 1427 годы), «Царь Соломон» (ГРМ, середина XV века), «Даниил, Давид и Соломон» (ГТГ, около 1497 года), «Пророки Соломон и Исайя» (ЯХМ, 1560 – 1570-е годы), «Царь Соломон. Распятие. Иоанн Предтеча» (ГТГ, около 1589 года). В составе пророческого чина высокого иконостаса Соломон занимает место слева от Богоматери или в центре ряда.

В русских храмах фигуры пророков часто располагались на подпружных арках под центральным барабаном. Фигура Соломона изображалась парно с Давидом нередко вблизи алтарного пространства, среди них встречаются образы ростовые (например, в Георгиевской церкви в Старой Ладоге (около 1167 года)), полуфигуры (в Успенском соборе Московского Кремля в композиции «Похвала Богородицы» (1481 год)), оплечные в медальонах (в росписи Успенской церкви на Волотовом поле и Успенского собора во Владимире (1408 год)).

Память пророка Соломона празднуется в Неделю святых праотец.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота. — Интернет-ресурс: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya.htm

2. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. — М., 1978.

3. Овчинников А. Н. Суздальские златые врата. — М., 1978.

4. Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.: Исследования и реставрация. — М., 1988.

5. Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. — М., 1989. .

6. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтири: Греческий иллюминированный кодекс IX в. — М., 1977.

7. Свящ. Николай Погребняк. Соломон чудный: пророк Соломон в памятниках иконографии. // Московские епархиальные ведомости. — 2002, № 1 – 2.

8. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

9. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982.