Апостол Филипп был одним из двенадцати апостолов – ближайших учеников Христа, которых Он Сам выбрал для проповеди слова Божия по миру. Апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и ожидал прихода Мессии как исполнение ветхозаветных пророчеств,. По призыву Спасителя (Ин. 1: 43) он пошел за Ним. По сведениям древних историков, Филипп был женат и имел дочерей. После Вознесения Спасителя апостол Филипп проповедовал Евангелие сначала в Галилее, потом Сирии, Малой Азии, в Греции, Аравии, Эфиопии и Фригии, сопровождая проповедь многочисленными чудесами: исцелял больных, воскрешал мертвых. Его сопровождали сестра Мариамна и апостол Варфоломей. В числе исцеленных апостолом была жена правителя города Иераполя Фригийского, которая впоследствии приняла христианство. Узнав об этом правитель приказал распять апостолов. Во время казни началось землетрясение. Апостола Варфоломея сняли с креста еще живым, апостол Филипп скончался на кресте.

Апостол Филипп традиционно изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком или Евангелием в левой руке. Встречаются разные сочетания цветов одежд. Древнейшая икона апостола Филиппа датируется X веком и находится в монастыре святой Екатерины на Синае. Миниатюра Минология Василия II показывает казнь святого. В древнерусской иконописи наиболее ранних изображений апостола на новгородской иконе «Никола Зарайский и апостол Филипп» первой половины XIV века из собрания Третьяковской галереи, высказываются убедительные доводы, что фигура апостола Филиппа на этой иконе была дописана позже. В традиционной иконографии апостол представлен на Новгородской иконе-таблетке XV века «Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп» из собрания Новгородского музея (НГОМЗ).

Память апостола Филиппа Церковь отмечает 27 ноября (14 ноября по старому стилю), в этот день начинается Рождественский пост, который поэтому иногда называют Филипповым, а также в Соборе двенадцати апостолов 13 июля (30 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двухсторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1983.
  2. Sinai. Treasures of the monastery of saint Catherine. Athenon. 1990.
  3. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X – начала XV века. Том I. М., 1995.
  5. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.
  6. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза = Byzantine Art in the Collections of the USSR. М.–Л., Советский художник, 1967.