Пророк Иезекииль – ветхозаветный пророк, автор названной его именем книги. Его имя переводится: «Бог да укрепит». Пророческое служение он совершал среди иудейских переселенцев во время вавилонского плена. Первое зафиксированное пророчество Иезекииля, по всей вероятности, относится к 593 году до Р. Х. (Иез. 1: 2); последнее – к 571 году до Р. Х. (Иез. 29: 17).

Первое видение Иезекииля (Иез. 1: 1 – 3: 15) было связано с его призванием к пророческому служению. Большую, чем у других пророков, роль в проповеди Иезекииля играли символические действия, прообразующие катастрофу, которая постигнет Иудею за грехи народа: долгое молчание, запирание себя в доме, изображение на кирпиче Иерусалима и его осады, лежание то на левом, то на правом боку, питание нечистой пищей, обривание волос – последние три действия представляли Иерусалим осаждаемым, голодающим и завоеванным. На протяжении более 10 лет (с 586 по 573 годы до Р. Х.) после взятия Иерусалима Иезекииль обращался к израильтянам со словом утешения, говорил о конце изгнания и возвращении на родину, где народ Божий должно ожидать вознаграждение – обновленный храм. Книга пророка Иезекииля умалчивает о последних годах его жизни и о кончине. Согласно древнему преданию, Иезекииль был убит в Вавилоне «судией своего народа, которого он обвинил в идолослужении, и был похоронен в гробнице Арфаксада, сына Сима, сына Ноя», в Эль-Кифле, что в 32 км от г. Эль-Хилла, в современном Центральном Ираке.

В византийской иконографии облик Иезекеииля сложился позднее, чем внешний вид трех других «больших» пророков. Вначале Иезекииля изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/5, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона монастыря святой Екатерины на Синае (550 – 565). Со временем Иезекииля стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу. Наиболее ранние из иконных изображений пророка: икона «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 года, ГРМ) и икона «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449 – 1450 годы, ГРМ).

Атрибут пророка Иезекииля – затворенные врата храма – символизирует непорочное зачатие. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии пророков Иезекииля и Исаии. Цвет одежд Иезекииля, форма его бороды в изображениях варьируются. Образы видений Иезекииля толковались как пророчества о Пресвятой Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках (Иез. 37: 1; 37: 4-6; 37: 12; 34: 20; 14; 19: 1).

В декорации храмов изображения пророков, включая Иезекииля, как правило, локализованы в куполе и восточной части церкви: в простенках барабана между окнами Софийского собора в Новгороде (1109 год), на стенах вимы Софийского собора в Киеве (1040-е годы). Изображение Иезекииля включалось в пророческий ряд иконостасов. В Иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века отмечается что Иезекииль «сед, коса на правое плечо, брада Иоанна Богослова, риза багор дичь, испод лазорь, в свитце у него глаголет: дверь Тя Божию затворенну прозвах».

Память пророка Иезекеииля приходится на 3 августа (21 июля по старому стилю).

Литература:

1. Диак. Глеб Курский, А. А. Лукашевич, Журавлёва И. А. Иезекииль. // Православная энциклопедия. Том XХI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 190–194.

2. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века с вариантами из списков Забелина и Филимонова. — М., 1873.

3. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. — М., 1978. — С. 146–147.

4. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М., 1986.

5. Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г.: Исследования и реставрация. — М., 1988. — С. 319–320.

6. Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. — Athens, 1990.

7. Иконы Вологды XIV-XVI вв. — М., 2007.

8. Сковран А. Искусство средневек. Сербии // Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собраний): [Кат. выст.]. — Белград, 1984. — С. 43–66.

9. Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании ГРМ. — Л., 1985. Кат. 111. — С. 210–211.

10. Этингоф О. Е. Эрмитажный памятник византийской живописи конца XII века (стиль и иконография). // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI веках: Сборник статей. — Л., 1988. — С. 140–159.

11. Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Конец XI – первая четверть XII веков. — СПб., 2004.

12. Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Великого Новгорода. — М., 1989.

13. Логвинов Е. В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых // Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исследования, проблемы. — М., 1991. Кат. 24. — С. 60, 64.

14. Шалина И. А. Придел Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде: Путеводитель. — М., 2001. — С. 24.

15. Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путеводитель. — М., 2003. — С. 130.

16. Athos: Monastic Life on the Holy Mountain. — Helsinki, 2007. — P. 78.