О жизни великомученицы Екатерины не сохранилось исторических свидетельств. Самый древний список Мученичества святой относится к VIII – IX веку. По мнению некоторых специалистов, все известные списки Мученичества были сделаны с греческого оригинала, составленного не ранее VI века.

Согласно текстам святая Екатерина была дочерью правителя Египта. Она родилась в Александрии Египетской. Девушка отличалась необыкновенной красотой и умом. Имея блестящие способности, святая Екатерина изучила медицину, философию и риторику, она знала множество языков, была знакома с античной литературой. Во время гонений на христиан при Максенции (Максимине) девушка пришла к императору, чтобы убедить его в ложности языческого учения. Философы, собранные императором для участия в диспуте с ученой девой, были вынуждены признать ее правоту. Разъяренный император приказал философов сжечь на костре, а Екатерину предать истязаниям на специально устроенном орудии пыток, состоящим из четырех колес, утыканных железными остриями. Однако орудие чудесным образом распалось на части, как только святая была привязана к нему. Многие из тех, кто это видел, уверовали во Христа, также как и жена императора, которая приходила к святой в темницу для беседы в сопровождении двести воинов, возглавляемых военачальником Порфирием. Все воины также обратились в христианство. Император приказал обезглавить великомученицу. Святая Екатерина, видя скорбь людей, пришедших к месту казни, стала молиться о даровании всем, сопереживающим ей, земных благ при жизни и прощении грехов и упокоении после смерти. По преданию, после свершения казни из ран святой потекло молоко вместо крови. Мощи великомученицы Екатерины ангелы перенесли на гору, находившуюся рядом с Синайским монастырем, который был посвящен Пресвятой Богородице и Неопалимой Купине. Они были обретены чудесным образом монахами монастыря в IX веке и первоначально находились в небольшой церкви, построенной на вершине горы. В конце XII – начале XIII века мощи святой были перенесены в соборный храм монастыря, который стал впоследствии называться монастырем великомученицы Екатерины.

В древних редакциях Мученичеств ничего не сообщается о крещении святой Екатерины. В XV веке в западноевропейских текстах Жития появляется рассказ о чудесном обручении великомученицы и Младенца Христа. Впоследствии этот сюжет получил широкое распространение на православном Востоке.

В византийском и древнерусском искусстве святая Екатерина изображалась в богато украшенном царском лоратном одеянии с венцом на голове и крестом в руке. Самое раннее из сохранившихся изображений находится в росписях катакомб святого Себастьяна в Риме (VIII – XI век). Древнейшее изображение великомученицы Екатерины на Руси представлено в росписях собора Святой Софии в Киеве (1040-е годы).

В XVI веке на иконах критских мастеров появляется еще два варианта изображения святой Екатерины. В первом варианте великомученица представлена в рост с пальмовой ветвью в правой руке и с орудием пытки – колесом – лежащим у ее ног, или на которое святая опирается левой рукой. Во втором варианте святая Екатерина изображается сидящей на троне также с пальмовой ветвью и колесом, как, например, на иконе мастера Иеремии Палладаса, созданной для Синайского монастыря в 1612 году.

В русском искусстве в XVI веке получают широкое распространение фронтальные изображения святой с крестом и свитком в руках, на котором воспроизводится текст из молитвы великомученицы перед смертью. Подобным образом святая представлена на подвесной пелене «Великомученица Екатерина» первой трети XVI века из собрания музея-заповедника «Московский Кремль». Кроме того, появился иконографический тип «Моление великомученицы Екатерины о народе», не встречающийся в византийском и поствизантийском искусстве. Появление этих иконографических вариантов связано с тем, что на Руси великомученица Екатерина почиталась заступницей «при исходе души».

С XVIII века в русском искусстве появляется изображения «Обручения великомученицы Екатерины», которые следуют западноевропейским гравюрным и живописным образцам.

День памяти святой великомученицы Екатерины – 7 декабря (24 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Беломестных М. А. и др. Екатерина // Православная энциклопедия. Том XVIII. М., 2009. С. 170–214.

2. Беломестных М. А. и др. Екатерины великомученицы монастырь на Синае // Православная энциклопедия. Том XVIII. М., 2009. С. 100–115.

3. Синай, Византия, Русь: Православное искусство с VI до начала XX века: Кат. выст. / Ред.: О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкий. [СПб.; Лондон], 2000. С. 205–207, 215, 220

4. Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 41, 92, 110, 111, 121

5. Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выставка из частных собраний к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 34, 66.

6. Щербатова-Шевякова Т.С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. М., 2004. С. 193.

7. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.