Пророк Аввакум – восьмой из двенадцати малых пророков, автор названной его именем книги. Достоверных сведений о жизни Аввакума не сохранилось. В неканонической части книги пророка Даниила (Дан. 14: 33-39) имеется рассказ об Аввакуме, который принес еду пророку Даниилу, брошенному в ров со львами. На основании свидетельства самой книги местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим. Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв. 1: 6) и описанием состояния иудейского общества, в котором, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение – около 650 до 590 гг. – доминирующая в научной литературе датировка.

Основная тема пророчества – предсказание о грядущем нашествии халдеев и обличение неправедных народов. Центральная богословская проблема всей книги – проблема теодицеи: как Творец, правящий миром и историей, может допускать притеснение праведных (1: 11-12) нечестивым народом.

Наиболее ранние изображения пророка Аввакума встречаются в сюжете «Пророк Даниил во рву львином»: рельеф врат церкви святой Сабины в Риме (около 430 года): изображение чудесного перенесения Аввакума из Иудеи в Вавилон буквально следует библейскому тексту: «Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил... над рвом».

Как правило, пророк представлен облаченным в хитон и гиматий, правая рука в жесте благословения, в левой – свернутый или развернутый свиток с текстом из Книги пророка Аввакума (3: 2 или 3: 3), например, на фреске в Успенском соборе Владимира (около 1189 года). Другой вариант показывает фигуру в движении, правая рука Аввакума поднята к голове и пальцем указывает на ухо в соответствии с пророческим даром: церковь Успения Богородицы в Дафниу (около 1100 года). В изображениях Аввакума существуют две традиции: молодой пророк и зрелый муж. В колористическом решении также бытуют два варианта. В искусстве византийского круга Аввакум облачен в зеленый гиматий и голубой хитон. В древнерусских изображениях он одет в красный гиматий и синий хитон в соответствии с иконописным подлинником XVI века новгородской редакции, где Аввакум описан «аки Георгий млад, верхняя риза киноварь, испод лазорь».

Образ пророка Аввакума входил в состав пророческих чинов высокого иконостаса: иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е годы); Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год, ГРМ) и другие. Иконография пророческих чинов различна: ростовые, поясные и оплечные образы. Судя по сохранившимся описям, икона Аввакума, как правило, замыкала пророческий ряд с южной стороны.

Память пророка Аввакума празднуется 15 декабря (2 декабря по старому стилю) в Соборе святых праотец и в первую Неделю Великого поста.

Литература:

1. Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в. // Сб. на 1873 год / Общество древнерусского искусства при Московском Публичном музее. — М., 1873.

2. Э. Н. С., Василик В. В., Никифорова А. Ю., Журавлева И. А.. Аввакум. // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.