Коневская икона – поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках. Богоматерь облачена в белый плат, спускающийся на плечи. Младенец Христос сидит на Ее левой руке и играет с птичкой. Иконография восходит к западноевропейским источникам, воспринятым на Афоне и обработанным в соответствии с восточной традицией. Позднее на русских иконах голубь воспринимался как символический образ Святого Духа и на некоторых иконах превращается в голубя с нимбом. Также нередки изображения двух голубков в руках Младенца, напоминающих о жертве, приносимой в ветхозаветном храме.

По преданию, чудотворный образ Коневской иконы Божией Матери привез на Русь преподобный Арсений Коневский в 1393 году. Преподобный Арсений подвизался в одном из Афонских монастырей, по возвращении домой его благословил этим образом старец Иоанн II (Зидон). Согласно Житию, преподобный долго искал места для основания обители, пока не оказался на Ладожском озере неподалеку от острова Коневца, который привлек внимание святого. После молитвы чудотворному образу на озере поднялась буря, и лодку прибило к острову Коневец. Преподобный Арсений понял это как знак, указывающий на будущее место основания обители. На острове он поставил крест и построил келью. Через некоторое время к нему стала собираться братия, и он отправился на Афон за благословением на основание обители. Долгое отсутствие преподобного вызвало ропот братии, но по молитве Коневской иконе, старец Иоахим услышал голос от иконы: «Скорби старче, но скажи братии, чтобы не расходились с сего места».

В настоящее время древний чудотворный образ находится в Нововалаамском монастыре в Финляндии, куда он эвакуирован в результате Зимней войны (1939 – 1940) вместе с имуществом Коневского и Валаамского монастырей. Датировка этой иконы вызывает сомнения специалистов. Основанный преподобным Арсением Рождественский монастырь на острове Коневец находился на приграничных территориях, обитель неоднократно горела и подвергалась разграблениям со стороны шведов. Монахи были вынуждены покидать ее и переезжать в Новгород. Не исключено, что во время таких переездов чтимый образ был утрачен, и в XVI веке заменен копией. Списки этой иконы известны в России не ранее XVI века. Иконография сложилась под влиянием западноевропейских образцов и имеет точный протограф – изображение Богородицы на диптихе Стербини 1318 года (Рим, Палаццо Венеция), совпадающий с чтимой иконой до деталей.

Празднование Коневской иконе Божией Матери установлено 23 июля (10 июля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Jääskinen, Aune. The icon of the Virgin of Konevitsa: a study of the "Dove Icon" and its iconographical background. Helsinki. 1971.

2. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

3. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.

4. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

5. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

6. Святые образы: Русские иконы XV – начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.

7. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

8. Сухова О. А. Иконы Мурома. М., 2004. № 77.

9. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.