Акафистом Богоматери называют цикл изображений или одну композицию, иллюстрирующие хвалебно-догматическое песнопение, обращенное к Божией Матери – Акафист Пресвятой Богородице или Великий Акафист. Большинство исследователей датирует текст Акафиста VII веком. Начинается Акафист со вступления, называемого проимием, которое, по мнению исследователей, было создано позже основного текста. За вступлением следуют двенадцать больших и двенадцать малых строф, которые в греческой традиции именуются икосами. В славянской традиции короткие строфы стали называть кондаками, а длинные – икосами. Тематически текст состоит из двух частей. В первой части содержится повествование о земной жизни Спасителя и Богородицы, основанное на канонических Евангелиях и апокрифическом «Протоевангелии Иакова». Вторая часть содержит учение о Боговоплощении и спасении человеческого рода, в ней прославляется Иисус Христос и Богоматерь. Вступление представляет собой благодарственное песнопение Богородице за спасение Константинополя от нашествия иноплеменников. Исследователи создание этого вступления связывают со спасением византийской столицы от нашествия аваров и славян в 626 году.

Самые ранние изображения, иллюстрирующие Акафист, встречаются в росписях византийских храмов и датируются концом XIII века. На иконах композиции, посвященные акафисту, как правило, размещались в клеймах. Одним из ранних памятников подобного рода является греческая икона второй половины XIV века «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля.

Количество сцен, иллюстрирующих Великий Акафист, и их состав в разных памятниках различно. Все сцены согласно содержанию текста делятся на две части. Первая часть включает композиции, посвященные земной жизни Богоматери и Спасителя. Это, как правило, Благовещение в нескольких изводах, встреча Марии и Елизаветы, сомнение Иосифа, Рождество Христово, путешествие волхвов за звездой, поклонение волхвов, бегство в Египет и Сретение. Сцены второй части, иллюстрирующие прославление Богоматери и Спасителя, в разных памятниках различаются по сюжету. В них, как правило, изображается торжество Иисуса Христа и Богородицы, а также поклонение Спасителю и Пресвятой Деве небесных сил, апостолов, святых и народа. В ранних памятниках встречаются сцены поклонения святыням Константинополя, на которых изображались реальные события, происходившие в византийской столице. Вступление также иллюстрировалось изображением реальной процессии, совершаемой в Константинополе в память о спасении города от нашествия аваров.

Литература:

1. Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю., Статис Г., Коляда Е. И., Свящ. Максим Козлов, Стрижев А. Н., Этингоф О. Е. Акафист. // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 371–381.

2. Рогов А. И. Фрески Лаврова. // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. — М., 1973. — С. 339-351.

Громова Е. Б. Проблема иконографии Акафиста Богоматери в искусстве Византии и Древней Руси XIV века: Канд. дис. — М., 1990.