Литературной основой изображения является приписываемый Иоанну Дамаскину текст воскресного богородичного песнопения 8-го гласа Октоиха, которое поется на утрени, а также заменяет песнопение «Достойно есть» в литургии Василия Великого. Текст песнопения: «О Тебе радуется, обрадованная, вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог аш, ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес соледа. О Тебе радуется обрадованная всяка тварь, слава Тебе».

В центре композиции в соответствии со словами песнопения («ложесна бо Твоя престол сотвори») изображена восседающая на престоле Богоматерь с Младенцем на коленях. Она окружена голубой мандорлой. Вокруг престола Богоматери – ангелы («архангельский собор»). За престолом на фоне цветущих райских деревьев возвышается величественный храм – символический образ Богородицы («освещенная церковь и раю словесный»). Всю верхнюю часть иконы охватывает полусфера синего и голубого цветов, иллюстрирующая слова «чрево Твое пространнее небес соделала». Внизу изображена «вся тварь» – «человеческий род», воспевающий хвалу Богородице. Это собор всех святых по чинам святости, которые священник вспоминает в ходатайственной молитве, предваряющей песнопение «О Тебе радуется». Слева представлены пророки и первосвященники, за ними следуют святители и преподобные. Выше изображены протцы. Справа – апостолы, мученики, святые и преподобные жены. Отдельно выделен автор песнопения – преподобный Иоанн Дамаскин с развернутым свитком.

Хотя иконография «О Тебе радуется» сложилась на основе песнопения, приписываемого жившему в VIII веке Иоанну Дамаскину, такие изображения появились не ранее второй половины – конца XV века, и как отмечают исследователи вслед за А. Н. Грабаром, прежде всего на Руси. Наиболее древние произведения этой иконографии: псковская икона последней трети XV века из суздальского Покровского монастыря с надписью «Похвала Богоматери» (ГТГ), новгородская таблетка 1490-х годов (НГИАМЗ), икона 1497 года из Успенского сбора Кирилло-Белозерского монастыря и фреска Дионисия в Ферапонтово Для последующего развития иконографии важна икона конца XV века из Успенского собора Московского Кремля. Существуют два варианта иконографии «О Тебе радуется» – московский и новгородский, которые различаются в изображении человеческого рода по чинам святости.

Литература:

1. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I. М.: Индрик, 2000.

2. «О Тебе разуется». Русские иконы Богоматери XVI – начала ХХ веков. Каталог выставки из фондов Музея имени Андрея Рублева. М., 1995.

3. Дионисий «живописец пресловущий». М.: Северный паломник, 2002.

4. Лазарев В. Н. Дионисий и его школа. // История русского искусства. Т. 3. М., 1955.

5. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI вв. – М., 1973.

6. Нерсесян Л. В. К вопросу о происхождении и символическом содержании иконографии «О Тебе разуется». // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. СПб., 1999. С. 380-397.

7. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладной искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.

8. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.

9. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.