Богоматерь «Живоносный Источник» – иконографический тип изображения Божией Матери с Младенцем, который существует в нескольких вариантах.

Возникновение этой иконографии связано с почитанием чудодейственного источника, находившегося за городскими воротами Константинополя у Силиврийских ворот. По преданию в 450 году воин, ставший впоследствии византийским императором Львом I, по велению Богородицы, помог слепому прозреть, приложив к его глазам тину, взятую у заросшего источника. Через несколько лет Лев I приказал источник расчистить и возвести рядом монастырь.

В храме монастыря находились несколько образов Богоматери. По молитве к Пречистой Деве от них совершались чудеса исцеления, также как и от источника. Один из образов, по свидетельству византийского церковного историка Никифора Каллиста, представлял Богородицу в императорских одеждах, которая «словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников». На другом мозаичном изображении был представлен «Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей», и Богородицу, «озаренную…сиянием». Возможно, что именно эта композиция была соотнесена в последствие с именованием «Живоносный Источник» и легла в основу иконографии.

В византийском искусстве сохранившиеся изображения этого типа можно разделить на два вида. К первому можно отнести изображения Богоматери в позе Оранты с воздетыми вверх руками и Младенцем на лоне в медальоне или без него. Ко второму – изображения Богоматери, держащей перед собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца. Образ Богоматери со Спасителем в некоторых вариантах мог располагаться в фиале (чаше). Самое раннее из сохранившихся до наших дней изображение, подписанное «Живоносный Источник», датируется 1322 годом. Его можно увидеть в росписях церкви Богородицы Одигитрии в монастыре Вронтохион в Мистре.

В древнерусском искусстве известно только одно подобное изображение: на западной стене церкви Успения Богоматери на Волотовом поле в Великом Новгороде, росписи церкви выполнены во второй половине XIV века.

Широкое распространение этот сюжет получает в русском искусстве в XVII веке после того, как при патриархе Никоне была составлена служба иконе «Живоносный Источник». Существует множество изводов этого иконографического типа. В одних изводах Богоматерь с Младенцем изображается в фиале (чаше). В некоторых случаях из чаши истекает вода в водоем в форме квадрифолия, у которого изображены фигуры людей, черпающие и пьющие воду из источника. Слева и справа от Богородицы могут располагаться ангелы или святые. В других изводах Богоматерь с Младенцем может изображаться на троне или на облаках. Также в разных изводах различается положение Младенца на руках Божией Матери – Богородица может держать Младенца Христа перед собой или на левой руке, также она может быть изображена в позе Оранты с воздетыми в молении руками.

Память иконе совершается в пятницу Светлой седмицы.

Литература:

1. Шевченко Э. В. «Живоносный Источник». Иконография. // Православная энциклопедия. Том XIX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005.

2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т.2. — СПб., 1914–1915.

3. Millet G. Monuments byzantins de Mistra. — P., 1910. Pl. 88–105.

4. Медаковић Д. Богородица «Живоносный Источник» у српскоj уметности // ЗРВИ. Београд, 1958. Књ. 5. С. 203–217

5. Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.

6. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

7. «Лев Макелла». — Интернет-ресурс «Древо»: http://drevo-info.ru/articles/6930.html