Собором называется не ограниченное ни временем, ни местом, ни конкретным народом собрание верных для почитание святого или Богоматери. Композиция Собора Богоматери пришла из Византийского искусства. В иконографии выражена глубокая богословская идея прославления Богоматери и благодарения за рождение Спасителя. Данный образ относится к так называемым гимнографическим иконам.

Литературной основой сюжета является Рождественская стихира: "Что Ти принесем Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каяждо благодарение Тебе приносит: ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп (пещеру), пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву". В центре композиции, на престоле, в ореоле божественной славы, торжественно восседает Богоматерь с Младенцем, как бы являя Его миру. Над ней – вифлеемская звезда. Слева от Нее – волхвы с дарами, а справа – пастухи, возвещающие о рождении Христа. Ниже – персонифицированные изображения Земли и Пустыни в виде двух женских фигур (на более поздних иконах). Внизу – группы святых, славящих Богоматерь. Справа ясли со спеленутым младенцем, которого согревают своим дыханием бык и осел. В XVI – XVII веках иконография Собора Богоматери усложняется (появляются олицетворения моря и ветров, стран света и другие подробности).

Наиболее ранним примером данной иконографии можно считать икону последней четверти XIV века из Варваринской церкви в Пскове в собрании Третьяковской галерее. Другой известный пример – икона из собрания Павла Корина середины XV века (ГТГ).

Собор Богоматери празднуется на следующий день после Рождества Христова 8 января (26 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. Илл. 23.
  2. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., Искусство, 1966. № 12, С. 38–39, илл.30.
  3. Покровский Н. П. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб, 1892.
  4. Реформатская М. А. О группе произведений псковской станковой живописи второй половины XIV века // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М.: Наука, 1968. С. 114–126.
  5. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи. М.: Изобразительное искусство, 1974.
  6. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1978. С. 313. Кат. № 133, 137.
  7. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  8. История русского искусства: [Учебник для худож. вузов]. В 2-х т. М.: Изобразительное искусство, 1979–1981. Том 1, С. 52, илл. 53.
  9. Псковская икона XIII–XVI веков: [Альбом]. Л.: Аврора, 1990. С. 295–296. Кат. № 18.
  10. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. М.: Красная площадь, 1995. С. 103–105. Кат. № 37.
  11. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. С. 76, 324. Кат. № 73.
  12. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., Сканрус, 2006. С. 100–103.
  13. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. М.: Прогресс, 1994. С. 20, 132, 145, илл. XI.