На иконе «Испрошение у Пилата тела Христа» изображен один из эпизодов, описанный в Евангелии: знатный член синедриона и тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский просит у римского прокуратора Понтия Пилата разрешение на погребение тела Христа. Евангелие от Иоанна свидетельствует: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 39). На иконе действие происходит на фоне городских построек Иерусалима. Справа на троне сидит Пилат, его охраняет стоящий воин, слева к прокуратору подходит святой Иосиф, протягивая в прошении руки.

Наиболее раннее изображение этого сюжета в древнерусском искусстве показано на одном из клейм двусторонней иконы-таблетки конца XV – начала XVI века из Софийского собора в Новгороде, в настоящее время в собрании Третьяковской галереи. На этой иконе в сцене Испрошения тела Христа Иосифа сопровождает человек. Его имя не подписано, но по колориту одежд и иконографии он определяется как Никодим. Он узнается через сопоставление с другими композициями, в которых Никодим принимал непосредственное участие – Снятие с Креста, Оплакивание, Положение во Гроб. Аналогичная композиция представлена на иконе из праздничного ряда Софийского собора в Новгороде 1509 года, написанного мастерами Андреем Лаврентьевым и Дерма Иваном Ярцевым. Встречаются иконы с названием: «Никодим и Иосиф испрашивают у Пилата тело Христа», на которых Никодим и Иосиф изображены вместе.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. В 2-х т. М., 2011.

2. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.

3. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1983.

4. Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007.

5. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. М., 2008.

6. Словарь русских иконописцев XI – XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003.

7. Успенский (Большой) иконостас Софийского собора. [б.м.], 2011.