Великомученик Феодор Тирон – один из наиболее прославленных в Византии святых воинов. Греческое слово «тирон» происходит от латинского «tiro» – солдат, новобранец. Феодор Тирон родился в городе Евхаиты в Малой Азии, он поступил служить в римское войско в городе Амасии. Около 306 года император Максимиан повелел всем воинам принести жертву языческим богам, Феодор Тирон категорически отказался это сделать, исповедал себя христианином и сжег языческий храм. За это святого бросили в темницу и подвергли жестоким мучениям, после неудачных попыток принудить Феодора отречься от Христа, его сожгли. Останки святого перенесли в город Евхаиты. Великомученик Феодор Тирон известен своими посмертными чудесами. Сразу после смерти он явился в воинских доспехах художнику и попросил написать свой образ, списки с этого несохранившегося образа прославились многочисленным чудесами и очень почитались в среде христиан. Другое чудо уберегло христианскую общину от нарушения поста: пища была тайно окроплена жертвенной кровью, а святой Феодор Тирон явился и сообщил об этом епископу. Святой известен как победитель дракона.
Почитание великомученика Феодора Тирона широко распространяется с конца IV века. Иконография святого сформировалась в раннехристианский период. На ранних памятниках он представлен в образе мученика – в хитоне и гиматии. С IX – X веков появляются изображения великомученика Феодора Тирона в образе воина средних лет, с темными короткими волосами и небольшой остроконечной бородой, одетым в воинские доспехи. Одно из самых ранних изображений святого – на иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле со святыми мучениками» VI – VII веков из монастыря св. Екатерины на Синае, на этой иконе святые Георгий и Феодор Тирон изображены по сторонам от фигуры Богоматери. На новгородской иконе «Благовещение со св. Феодором Тироном» второй половины XIV века из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (ныне икона в собрании Новгородского музея-заповедника) маленькая фигурка святого Феодора Тирона помещена между Богоматерью и Архангелом Гавриилом. На святом воинские доспехи, поверх которых наброшен плащ.
В храмовых росписях великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат часто изображаются как парные святые, со временем эта традиция перешла в иконопись. На новгородской иконе-таблетке XV века представлены святые Феодор Тирон и Феодор Стратилат, оба в воинских доспехах, с поднятыми мечами. В XVI – XVII веках изображения Феодора Тирона входят в состав святых воинов в системе росписей многих храмов. Распространены его образы в составе избранных святых. Известны отдельные иконы Чуда святого Феодора Тирона о змие.
День памяти великомученика Феодора Тирона 2 марта (17 февраля по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
2. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. М., 2008.
3. Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007.
4. Вздорнов Г.И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007.
5. Иконы Ростова Великого. М., 2006.
6. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
7. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1983.
8. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М.–Л., 1967.
9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
10. Гордиенко Э. А. Новгородское «Благовещение» с Феодором Тироном // Древнерусское искусство. Зарубежные связи [т. 9]. М., 1975. С. 215–222.
11. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
12. Новгородская икона XII–XVII веков. Л., 1983.
13. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
14. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. М., 2008.
15. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.