Житие великомученика Никиты Воина известно в нескольких вариантах. Канонический текст Жития был составлен Симеоном Метафрастом (Х век) на основе исторических документов. Помимо этого текста получило распространение апокрифическое Житие – «Никитино мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил», в котором сообщается, что великомученик Никита был сыном императора Максимиана, разрушивший идолов и приговоренный отцом к мучениям. Апокрифический текст, по мнению исследователей, является переработкой текста Жития одного из христианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готским. Смешение двух разных житий святых мучеников началось еще в Византии. Существует несколько греческих и славянских вариантов текста апокрифического Жития, отличающихся последовательностью изображаемых событий и некоторыми деталями.

В апокрифическом житии описан эпизод победы святого над бесом. Бес явился Никите в образе ангела, уговаривая мученика поклониться ему. Святой начал молиться и услышал повеление от архангела Михаила схватить беса. Никита начал избивать беса, расспрашивая о его имени и о пославшем его. Бес ответил, что его зовут Везельвул, и он причина многих человеческих пороков. Никита взял беса с собой на судилище и показал императору того, кому поклоняются язычники. Этот эпизод стал источником одного из эпитетов святого Никиты – Бесогон.

Житийная иконография великомученика Никиты складывается в XVI веке. Житийные иконы следуют одному из текстов Жития – каноническому или апокрифическому, хотя известны и смешанные варианты. Клейма иконы конца XVI века из церкви Троицы в Никитниках следуют каноническому варианту Жития: крещение святого, его проповедь, далее следуют его мучения и обретение мощей Марианом. Сюжет избиения беса был настолько известен на Руси, что часто включался в состав житийных клейм канонического Жития: Никита одной рукой держит беса, другой замахивается на него плетью. Встречаются житийные иконы, где избиение беса помещено в средник, как на иконе «Св. Никита в житии» первой половины XVI века из собрания Третьяковской галереи. Пример одного из самых подробных циклов апокрифического Жития показан на иконе из Георгиевской церкви г. Мурома. Повествование начинается с явления ангела Никите, затем он встречает девицу Ульяну с крестом, согласно Житию, она показывает святому икону Богоматери с Младенцем Христом и крест. Потом Никита встречается со своим отцом-язычником. В следующем клейме Никита молится в храме перед образом Богоматери, об этом нечестивый отрок доносит Максимиану, Никита исповедует христианство перед отцом. Никита просит отца отвести его в храм, и обрадованный отец, полагая, что сын одумался, отдает ему золотого языческого идола. В следующих сценах Никита сокрушает идола и раздает его золотые части нищим. Затем подробно изображены мучения святого, среди которых было искушение девицей: в темницу к нему прислали распутную девицу, связанный Никита так прикусил свой язык, что увидев полный рот крови, испуганная девица убежала. Цикл заканчивается усекновением главы и посмертными чудесами от мощей святого.

День памяти великомученика Никиты 28 сентября (15 сентября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. М., 2008.

2. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.

3. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1983.

4. Иконы строгановских вотчин XVI – XVII веков. М., 2003.

5. Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991.

6. Сухова О. А. Иконы Мурома. М., 2004.

7. Вилинбахова Т. Б. Строгановская икона конца XVI – начала XVII века. СПб., 2005.

8. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008.

9. Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005.

10. Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.

11. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1983.

12. Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002.

13. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.