Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани в земле после пожара на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года, по месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами. На месте явления по повелению царя Иоанна Грозного был основан девичий монастырь. В 1594 году «самовидец» обретения святыни – казанский митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген (Ермоген) – написал «Повесть о явлении и чудесах иконы» к освящению каменной монастырской церкви в 1595 году. Икона особо почиталась династией Романовых. В память чудесной помощи Казанской иконы в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование иконы дважды в году – 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы. В 1649 году установлено общерусское почитание Казанского образа. Явленный чудотворный образ был похищен из Казанского монастыря в 1904 году.

Иконы с клеймами Сказания об образе известны со второй четверти XVII века. Состав клейм различен: некоторые иконы более полно иллюстрируют события обретения святыни, в других доминируют сюжеты чудес от явленного образа (в Повести описаны 16 исцелений от различных недугов). Наиболее ранней иконой со Сказанием можно считать раму работы строгановских мастеров второй четверти XVII века с 20 клеймами Повести из собрания Сольвычегодского музея (СИХМ). Известны редкие циклы клейм Сказания, где помимо Повести, написанной патриархом Гермогеном, присутствуют события чудес от других чудотворных списков иконы. Например, рама 1690-х годов к Ярославской-Казанской иконе из собрания Ярославского музея (ЯХМ).

Празднование иконы совершается 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).


Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Чугреева Н.Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). М., 2000. С. 265–272.

2. Чугреева Н.Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия Христианского Мира, вып. 4, 2000. С. 181–189.

3. Чугреева Н.Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории, 2011, № 6. С. 161–165. 

4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

5. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.

6. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

7. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. М., 1884.

8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.

9. Иконы строгановских вотчин XVI – XVII веков: По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря: Каталог-альбом. М., 2003.

10. Русская иконопись. Большая коллекция. М., 2003.

11. Иконопись эпохи династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко. М., 2008.