Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21. 7; 21. 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом. Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар)

Иоанн Богослов в синоптических Евангелиях представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе.

Явление Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому – агиографический сюжет с участием Иоанна Богослова, известный в русском искусстве с XVII века, восходит к Житию преподобного Авраамия Ростовского. Житие сообщает, что преподобный по совету старца должен был отправиться в Царьград, для того чтобы там помолиться Иоанну Богослову и попросить его о помощи в борьбе против язычников. Но апостол явился ему сам, едва только Авраамий покинул Ростов. Явление произошло на реке Ишне, близ города, и Иоанн Богослов вручил Авраамию трость, которой был сокрушен идол языческого бога Велеса (на этом месте преподобным Авраамием был основан Богоявленский монастырь). Этот иконографический сюжет встречается как в составе житийных циклов преподобного, так и в качестве самостоятельных иконных сюжетов, например, храмовая икона конца XVII века из церкви во имя Иоанна Богослова на реке Ишне, ГМЗРК, и другие. Такое изображение присутствует в росписях церкви во имя Иоанна Богослова в Ростовском кремле, где оба житийных цикла – Иоанна Богослова и преподобного Авраамия – сопоставлены друг с другом и образуют единую программу.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679– 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. М., 2007.