Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов – один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое – дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей получили композиции, где он представлен диктующим евангельский текст Прохору. В основу иконографии положен соответствующий эпизод «Хождения Иоанна Богослова», в котором описано создание Евангелия. После нескольких дней, проведенных в уединенной молитве, апостол был удостоен божественного откровения, явленного ему в виде молнии и грома; посадив Прохора на землю справа от себя, он диктовал ему текст, стоя и глядя в небо. Наиболее ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в двух Евангелиях конца X века и начала XI века (в Париже и на Афоне). В XI – XIII веках этот тип иконографии стал одним из самых распространенных и воспроизводился почти без изменений. Различия касаются только деталей: наличия или отсутствия горок и архитектурных мотивов на фоне, а также престола, на котором может сидеть Прохор, позы Прохора, реже позы и жестов Иоанна Богослова. Особая разработка темы божественного света, характерная для XIV века, представляет получение откровения как сообщение человеку нетварной божественной энергии. События происходят в пещере или на ее фоне. В некоторых случаях пещера могла быть настолько велика, что Иоанн Богослов и Прохор оказывались внутри ее. Иоанн Богослов и Прохор могли изображаться сидящими как на горках, так и на небольших престолах, внутри же пещеры нередко помещались столик с письменными принадлежностями, корзина со свитками и т. д. С XV в. подобные иконографические схемы получили распространение и в русских миниатюрах (Евангелие Хитрово, около 1400 года – РГБ; Евангелие из Успенского собора Московского Кремля (Морозовское), 1410-е годы – ГММК). Иконописные сюжеты основывались на разработанных в книжной миниатюре композициях. Например, Иоанн Богослов на острове Патмос – средник иконы конца XV века с 44 житийными клеймами из собрания музея имени Андрея Рублева.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679– 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. М., 2007.