Апостол Иаков Зеведеев – один из двенадцати учеников Иисуса Христа.

Согласно евангельским текстам Иаков, его отец Зеведей и брат Иоанн были рыбаками. Спаситель, проходя близ Геннисаретского озера, увидел их в «лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк: 1, 19–20). Вероятно, за порывистый характер братья получили прозвище Воанергес, что означает «сыны грома».

Иаков и Иоанн Зеведеевы вместе с Андреем Первозванным и его братом Симоном стали первыми учениками Христа и впоследствии вошли в число двенадцати апостолов. Об избрании Спасителем апостолов свидетельствует евангелист Лука: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк: 6, 12–13). Апостолы были призваны стать свидетелями земной жизни Иисуса Христа, Его смерти на кресте и Воскресении из мертвых на третий день: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк: 24, 46–49).

Апостол Иаков Зеведеев, по воле Спасителя, стал очевидцем наиболее важных событий Евангельской истории – Преображения, воскрешения дочери Иаира и моления в Гефсиманском саду. Исполнившись Святого Духа, после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, он стал проповедником Слова Божия и устроителем новой Церкви. О мученической смерти Иакова Зеведеева сообщается в книге Деяний Апостолов: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12: 1–2).

В византийском и древнерусском искусстве апостол Иаков Зеведеев изображается в виде средовека с черными короткими волосами, небольшой бородой и усами, в хитоне и гиматии. Как правило, его изображения встречаются в композициях, посвященных событиям евангельской истории, в которых он участвовал. Одно из ранних изображений апостола представлено в сценах «Умножение хлебов», «Моление о чаше» и «Поцелуй Иуды» в мозаиках церкви Сант-Аполинаре Нуово в Равенне, выполненных около 526 года. Как свидетель Преображения Иисуса Христа на горе Фавор апостол Иаков представлен в композиции Преображения Господня. Единоличные изображения Иакова Зеведеева встречаются как в декорации храмов, например, погрудное изображение в медальоне на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494–519 гг.), так и на иконах. В древнерусском искусстве наиболее ранним является изображение апостола в мозаиках собора Святой Софии в Киеве 1040-х годов в сцене Евхаристии. С XVII века образ Иакова Зеведеева со свитком в руке стал входить в состав деисусного ряда высокого иконостаса. Например, образ апостола 1653 года из иконостаса Успенского собора в Москве.

День памяти апостола Иакова Зеведеева – 13 мая (30 апреля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Виноградов А.Ю. и др. Иаков Зеведеев // Православная энциклопедия. Том XX. М., 2009. С. 526–534.

2. Свящ. Константин Польсков и др. Апостолы // Православная энциклопедия. Том III. М., 2000. С. 103–112.

3. Ендольцева Е. Ю. Становление иконографии святых апостолов Иоанна и Иакова Заведеевых // Богословские труды. 2005. Т. 40. С. 148–165.

4. Бовини Джузеппе. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.