Святой Марк был апостолом от 70-ти, то есть один из 70 учеников Христа, которых Господь Сам избрал в последний год Своей земной жизни и дал им похожие наставления, что и 12 апостолам. Апостол Марк – автор одного из канонических евангелий, поэтому почитается Церковью как евангелист.

По происхождению он был еврей из колена Левина, от племени священнического, родился в Иерусалиме. Апостол Марк был племянником апостола Варнавы, его мать Мария была одной из жен-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду, где любил учить Христос. В их доме часто собирались верующие христиане. По одному из преданий, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Господом, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14: 51–52). Еврейское имя апостола Иоанн, также встречается двойное имя Иоанн-Марк, впоследствии за ним утвердилось латинское имя Марк, которое по обычаям того времени присоединяли к еврейскому перед отправлением в чужую страну. Апостол Марк был сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы, в первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Пет. 5: 13). Согласно преданиям, апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Нектополе, Центральной Африке. В Риме он посетил арестованного апостола Павла и написал Евангелие для уверовавших язычников. Евангелие от Марка – второе из четырех канонических евангелий, оно считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, с которым он был в особенно близком общении. Апостол Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Перед смертью апостолу явился Господь и укреплял его перед страданиями. 4 апреля 63 года язычники напали на него во время богослужения, разъяренная толпа проволокла его по улицам города на судилище, но по дороге скончался. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан, мощи святого перенесли в Венецию и специально для святыни построили собор Сан-Марко.

Апостол Марк согласно традиции изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком или Евангелием в левой руке. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пищущего Евангелие, в этой композиции часто он изображается со своим символом – львом, заимствованным из пророчества Иезекииля. Апостол Марк с раскрытым кодексом представлен в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. В IX – X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться стоящими с раскрытым Евангелием или сидящими за столиком с письменными принадлежностями. Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах. С XIV века изображения евангелистов помещались на царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции различного состава.

Память святого апостола и евангелиста Марка православная Церковь совершает 8 мая (25 апреля по старому стилю), в день его мученической кончины, а также 17 января (4 января по строму стилю) в Соборе апостолов от 70-ти.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Крылов И. З. Жизнь двенадцати апостолов и сказания о прочих семидесяти апостолах и жития их. М., 1869.

2. Собор семидесяти апостолов. Казань, 1907.

3. Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

4. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2003.

5. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.

  1. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  2. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.
  3. Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
  4. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.
  5. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза = Byzantine Art in the Collections of the USSR. М.–Л., 1967.