Ветхозаветный пророк Самуил в христианской традиции относится к двенадцати малым пророкам. Жизнь пророка описана в 1-й Книге Царств и Книге Сираха. Самуил жил в XII веке до Р.Х. В 12-летнем возрасте Самуилу было откровение о том, что Бог покарает судью над народом Израильским Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Пророчество сбылось, когда филистимляне одержали победу над израильтянами.

После смерти Илия Самуил стал судьей народа. Состарившись, он поставил своих сыновей – Иоиля и Авию – судьями, но они не наследовали честности и правосудия отца. Тогда старейшины Израиля потребовали у Самуила поставить им царя. Самуил увидел в этом глубокое нравственное падение народа, которым до этого времени управлял Сам Бог, возвещая Свою волю через святых избранников. Поставленный царем Саул вскоре был обличен пророком в святотатстве и неповиновении. После сего пророк тайно помазал на царство Давида. Пророк Самуил скончался в глубокой старости. В 406 году мощи пророка были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Пророк Самуил согласно традиции изображается старцем в первосвященническом облачении (ефод, наперсник, поддир, с кидаром на голове), в сапожках, с рогом или кадилом в руках. На некоторых иконах пророк Самуил держит в руках сосуд с елеем (1 Цар. 10:1; 16:13). В иконописи пророк Самуил представлен в пророческом ряду высоких иконостасов, например, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 год, ГРМ).

Память пророка Самуила приходится на 2 сентября (20 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лелекова О.В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973. Вып. 28. С. 131–146.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Исследования и реставрация. М., 1988. № 60.

3. Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. М., 2011.

4. Прот. Николай Погребняк. Пророки: иконография и гимнография // Московские епархиальные ведомости. 2004. № 11–12.

5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.

6. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

7. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI в. М., 1975. С. 61–62.

8. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 36.

9. Иконы Ярославля XIII – XVI веков. М., 2002.