Преподобный Евфимий Суздальский (начало XIV века – 1404/5 год) – основатель Евфимиева во имя Преображения Господня общежительного монастыря в городе Суздале, прославился строгой праведной жизнью и многочисленными посмертными чудотворениями.

Сведения о жизни преподобного Евфимия Суздальского сохранились в Житии святого. Наиболее древней из дошедших до нашего времени является редакция, составленная не ранее конца XV – начала XVI века. Также встречаются немногочисленные упоминания о преподобном Евфимии в летописных источниках и переписке Иосифа Волоцкого.

Из текста Жития известно, что преподобный Евфимий Суздальский был родом из Нижнего Новгорода. Он принял постриг в основанном святителем Дионисием нижегородском Печерском Вознесенском общежительном монастыре. В обители Евфимий вел строгую аскетическую жизнь, пребывая в постоянной молитве и ограничивая себя в пищи, вкушая лишь необходимое для того, чтобы не умереть с голоду. По просьбе великого князя Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича, желавшего устроить в Суздале общежительный монастырь, святитель Дионисий благословил Евфимия стать основателем новой обители. Преподобный Евфимий подчинился, несмотря на свое нежелание расставаться со святителем, и отправился в путь. Во время путешествия, по преданию, недалеко от Гороховца, он построил церковь в честь Василия Великого и основал Мячковский Васильевский общежительный монастырь.

В Суздале преподобный Евфимий вместе с Борисом Константиновичем и суздальским архиереем отправились за город, чтобы выбрать место для будущей обители. На высоком берегу реки Каменки при въезде в город суздальским епископом был установлен крест на месте будущего престола храма. Великий князь собственноручно выкопал ров в основании церкви, а преподобный Евфимий обтесал три камня и заложил себе каменную гробницу у северного входа в будущий храм. Благодаря пожертвованиям великого князя в монастыре были построены каменные соборная церковь во имя Преображения Господня, церковь Иоанна Лествичника с трапезной, братские кельи, погреб и пекарня, а также деревянная Никольская церковь с большой трапезной. Преподобный Евфимий был рукоположен сначала в дьяконы, затем в иереи, а позднее стал архимандритом. Он был удостоен чести служить с палицей, в митре и с рипидами. В монастыре был установлен общежительный устав. Преподобный Евфимий принимал и кормил странников, тайно от братии подавал милостыню, прощал должников, избавлял своим словом от насилия неправедных судий.

Согласно летописным свидетельствам преподобный Евфимий преставился 1 апреля 1404 или 1405 года (по старому стилю). Святой был погребен около Спасо-Преображенского собора. В 1514 году при строительстве нового собора были обретены мощи преподобного Евфимия и положены в раку в храме. По мнению большинства исследователей, святой был канонизирован на Соборе 1549 года.

На иконах преподобный Евфимий Суздальский изображается в виде средовека с темными волосами с проседью или в виде старца с седыми волосами в монашеских одеждах. Одним из ранних изображений святого, дошедших до нашего времени, является образ Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» последней четверти XV века, написанный Дионисием или мастером его круга, из Троице-Сергиевой Лавры (сейчас в собрании Государственной Третьяковской Галереи). Встречаются как отдельные изображения святого, так и в числе Суздальских или Нижегородских святых и чудотворцев, как например на иконе «Суздальские чудотворцы: святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Ефросиния в молении Владимирской иконе Божией Матери» 1792 года из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На единоличных образах, происходящих из Спасо-Евфимиева монастыря, в частности, на иконе «Преподобный Евфимий Суздальский» XVI века из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника, по сторонам святого изображены медальоны со Спасителем и Богоматерью «во облаце», как на образах святителя Николая Чудотворца, что отражает особое почитание в монастыре этих двух святых.

Память преподобного Евфимия Суздальского – 14 апреля (1 апреля по старому стилю), 17 июля (4 июля по старому стилю), 6 июля (23 июня по старому стилю) – в Соборе Владимирских святых, 19 июля (6 июля по старому стилю) – в Соборе Радонежских святых.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Кривцов Д.Ю. и др. Евфимий // Православная энциклопедия. Том XVII. М., 2008. С. 384–397.

2. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т.1. Кат. 255. С. 314.

3. Дионисий – «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: Выставка произведений древнерусского искусства XV– XVI вв. М., 2002.

4. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 24, 90, 113, 118.