На иконе изображено основание Югской Дорофеевой пустыни: преподобный Дорофей предстоит в молении Югской иконе Богоматери, помещенной на ветвях дерева.

Во время нашествия шведов схимонах Псково-Печерского монастыря преподобный Дорофей получил повеление от Печерской иконы Богоматери взять образ Одигитрии в указанном Ею месте, отнести его на родину, в село Никульское около города Мологи Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить старца, в сонном видении явилась Богоматерь и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Приближаясь к указанному ему в видении месту, преподобный Дорофей остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Божия Матерь выбрала Себе это место, и опустился на коленях в молении перед иконой. Этот момент запечатлен на иконе «Явление Богоматери старцу Дорофею».

Преподобный Дорофей построил келью на этом месте, на берегу реки Юги, и жил там последние годы своей жизни, он скончался в 1622 году. После смерти старца на этом месте был основан монастырь, получивший название Югско-Дорофеевой пустыни, а икона, принесенная преподобным Дорофеем из Псково-Печерского монастыря, получила название Югской. После революции обитель закрыли, чудотворный образ исчез из монастыря накануне его разорения. В настоящее время Югско-Дорофеева пустынь скрыта под водами Рыбинского водохранилища, она попала в зону затопления при строительстве ГЭС.

Наиболее ранние списки Сказания о чудотворной иконе Богоматери Югской относятся к XVIII веку, но сведения, содержащиеся в них, основываются на монастырском летописце Югской Дорофеевой пустыни первой половины XVII столетия. В монастырских документах записано 33 чуда исцеления от болезней глаз и ног, одержимости и расслабления, свирепствовавшая в Рыбной слободе в 1654 и 1771 годах чума прекратилась после принесения в город Югской иконы. Помимо самой Югской иконы Божией Матери широкое распространение получает образ явления Богоматери старцу Дорофею, наиболее ранние изображения которого относятся к XVIII веку.

Празднование Югской иконе установлено в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители - 16 июня (3 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

2. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

3. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

4. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.

5. Хохлова И.Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009.