«Предста Царица одесную Тебе» («Царский» Деисус) – особый вариант деисусной композиции со Спасителем в центре и с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечею. В этой иконографии Иисус Христос изображается как Царь и Великий Архиерей. Спаситель восседает на престоле. Он одет в царские одежды – далматик и лор. Далматик – одежда византийских императоров, изготовлялась из дорогой ткани красного цвета и украшалась золотом и драгоценными камнями, именно в такую, похожую на царское одеяние багряницу одели Христа при поругании. На голове Спасителя корона-камилавка с перпендулиями (подвесками). Поверх царских одежд лежит омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов, принадлежность богослужебного облачения архиерея. Изображение Христа сопровождают надписи «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия», «Царь царствующих и Господь господствующих». Богородица изображается также в царских одеждах и короне. Она стоит слева от Спасителя в молитвенной позе. Иногда Она в руках держит свиток. Справа в молитвенном предстоянии изображается Иоанн Предтеча также со свитком в руке.

В основе композиции лежат текст Откровения Иоанна Богослова и тексты Псалмов 44 и 109. «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим… облечен в одежду, обагренную кровью. … На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр.19:11–17). «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс: 109, 4). Данная иконография представляет Иисуса Христа как Небесного Царя и Судию, при этом делается акцент на том, что Спаситель является одновременно «владыкой царей земных» (Откр:1, 5) и первосвященником. Текст 44 псалма «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна…» («Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте», Пс.44:10) истолковывают как пророчество о Богоматери-Церкви, она изображается в виде Царицы рядом с Царем – Иисусом Христом.

Подобные композиции известны в византийском искусстве с XIV века. В русской иконописи самым древним памятником подобного рода является икона «Предста Царица» из Успенского собора Московского Кремля конца XIV века. В XVII веке эту композицию иногда используют в качестве средника деисусного чина. Примером может служить икона из деисусного ряда иконостаса церкви Покрова в Филях.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Квливидзе Н. В. Деисус // Православная энциклопедия. Том XIV.  М., 2006. С. 316–319.

2. Квливидзе Н. В. Иисус Христос «Великий Архиерей»// Православная энциклопедия. Том VII.  М., 2004. С. 541-544.

3. Айналов Д. Новый иконографический образ Христа // SK. 1928. Т. 2. С. 19-24.

4. Кондаков Н. П. Иконографія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Лицевой иконописный подлинникъ. Томъ. I. СПб., Комитет попечительства о русской иконописи. 1905. Репринт. М., 2001.

5. Осташенко Е. Я. Об иконографическом типе иконы «Предста Царица» Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции [т. 10]. М.,1977.  С. 175–187.

6. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог.  М., 2007.  Кат. № 11. С. 128—133.

7. Интернет-портал «Древо: открытая православная энциклопедия»