Согласно преданию, Игоревская икона Богоматери была моленным образом Игоря Ольговича великого князя Киевского и Черниговского. В 1146 году, по смерти великого князя Всеволода Ольговича, его брат князь Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского князя Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжело заболел, ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском монастыре, где его пребывание было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед иконой, которая впоследствии была названа Игоревской и почиталась чудотворной. В 1147 году, желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли князя Игоря из церкви и убили. О молении князя Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в середине XVII века архимандритом Иосифом (Тризной).

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Впоследствии чудотворный образ был перемещен в придел апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В начале XX века по заданию Комитета попечительства о русской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение воспроизведено Н.П. Кондаковым. Игоревская икона, небольшая по размеру (около 40 х 31 см), была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.

Иконография представляет собой оплечный вариант Умиления (Владимирской иконы Божией Матери). Христос изображен слева от Богоматери, Ее голова наклонена к Младенцу. Христос приникает к лику Богоматери и обнимает Ее за шею, правая рука Христа лежит у Ее плеча. На некоторых иконах видна левая рука Младенца и пальцы правой руки Богоматери. Самый ранний из известных списков Игоревской иконы (XVI век) находится в собрании Третьяковской галереи.

Празднование Игоревской иконы отмечается Церковью 18 июня (5 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Гусева Э.К. Игоревская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. XXI. М., 2009. С. 159–160.

2. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.

4. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

5. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

7. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

8. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.

9. Бережков М.Н. Блаженный Игорь Ольгович, князь Новгородский и Великий князь Киевский. Чернигов, 1893.

10. Лихачёв Н.П. Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова. М., 1905.

11. Лихачёв Н.П. Историческое значение итало-греческой школы иконописи. СПб., 1911.

12. Гусева Э.К. О некоторых чтимых списках иконы Богоматери Владимирской // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 4–8.

13. Соловьева И.Д. К вопросу о иконографии Богоматери Игоревской // ИКРЗ. Ростов, 1994. С. 110–115.

14. Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве. М., 1995.